Роль финала в раскрытии авторской идеи

по роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и поэме А.А. Блока «Двенадцать»

 

 

 

   На раскрытие главной идеи произведения направлено всё: жанр, композиция, стилистические средства. И не последнюю роль в этом играет финал. В своей работе мне бы хотелось рассмотреть роль финала на примере романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
   Одной из главных тем знаменитого романа Толстого «Анна Каренина» была «мысль семейная», которую автор последовательно раскрывает на примере семьи Облонских, Карениных и Левиных. В романе Толстой даёт свои представления о семье, о роли женщины в браке, об устройстве дома. Так, автор показывает, как живут две семьи: Левины («правильная») и Вронские («неправильная»). Ради страсти к Вронскому Анна уходит от ненавистного мужа, но главное, она бросает сына. Героиня не любит дочь, родившуюся от любимого, потому что все её мысли заняты только Вронским, его чувствами к ней и её постоянной ревностью. Автор показывает, что в их отношениях нет того порядка, «правильности», доверия, какие должны быть в настоящей семье. Отношения, которые изначально построены на несчастье других, по мнению Толстого, не могут быть счастливы. Но автор не торопится осуждать героиню, ведь он сам в эпиграфе говорил «Мне отмщение и Аз воздам». То есть не судите, так как это дело Бога. Гибель Анны – это закономерный финал. И даже не столько потому, что она нарушила супружеский долг, бросила семью, сколько потому, что и в новой жизни не смогла найти себя и почувствовать гармонию с миром, не смогла вынести всё то, что жизнь ей дала в испытание. Героиня эгоистично думает, что всё в этом мире создано для страдания, что все люди рождены, чтобы делать друг другу больно и ненавидеть друг друга. Чтобы прекратить эти душевные мучения, Анна и бросается под поезд.
   Неожиданный финал в поэме Блока «Двенадцать» долгое время не мог найти объяснение. Как совместить 12 красногвардейцев, идущих грабить и убивать, с образом Христа в конце? Но всё становится понятно, если знать, в каких сложных духовных исканиях находился Блок в этот период. Тема веры, точнее отношения к тогдашней церкви, неоднократно возникает в поэме (описание попа с брюхом вперед и крестом на пузе). Эта вера, по мнению Блока, не спасает от главного, от греха (убийство Катьки). Поэт видел выход в возвращении к исконному православию, т.е. вере до раскола. Это подтверждают и обращения к главному произведению старообрядческой литературы, к «Житию протопопа Аввакума». Некоторые эпизоды поэмы почти дословно повторяют «Житие» (например, сцена падения на льду: «Скользит. Ах, бедняжка»).
   Но также важно помнить и о взглядах Блока на историю: любая цивилизация, достигнув предела своего развития, должна погибнуть. И главная роль в разрушении цивилизаций принадлежит низам, так как только эти низы способны развиваться, строить что-то новое, уничтожив старое, отжившее. Революция для Блока-символиста – это символическое торжество того, что обязательно должно было произойти. Но строительство нового должно быть гармоничным, светлым, дающим душевную гармонию. Вот почему появление Христа в финале поэмы так логично. Блоковский Исус Христос, окружённый белым светом (жемчуг, белый венчик из роз, снег), должен привести красногвардейцев (строителей нового будущего, похожих на 12 апостолов) из мрака, из «преисподней», где творятся грехи, к «надвьюжным» пространствам, т.е. к первоначальной гармонии, которая ассоциировалась у Блока именно с Христом.
   Таким образом, мы видим, что роль финала в раскрытии авторской идеи огромна. Ведь финал – это подведение итогов, точка в цепочке доказательств.

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата


Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.

(М.Е. Салтыков-Щедрин)
 
При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2023 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.