«Фантастический реализм»

М.Е. Салтыкова-Щедрина

 

 

 

   Фантастика М.Е. Салтыкова-Щедрина всегда реалистическая. То есть при решительном господстве реалистического элемента фантастика в его произведениях является не приёмом ухода от действительности, а лишь служит средством познания и сатирического разоблачения негативных сторон жизни общества.
   Фантастический элемент Салтыкова-Щедрина подобно факелу, освещающему тёмные своды пещеры, обнажает скрытые стороны действительности. Например, чтобы показать истинную сущность дворян-помещиков, вскрыть их абсолютную неприспособленность к жизни и паразитарную основу существования писатель помещает этих людей  в нереальную обстановку необитаемого острова («Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»).
   По познавательной функции фантастика Салтыков-Щедрина близка к научной гипотезе.  Как утверждал А.С. Бушмин,%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%81%D1% она представляет
  И.А. Гончаров заметил, что Салтыков-Щедрин может, во-первых, оживлять фантазией действительность и, во-вторых, «окрашивать фантазию действительной жизнью». Первое есть определение реалистической фантастики, второе – фантастики романтической.
   Но реалистическая фантастика Щедрина решительно отличает его от фантастов-романтиков. Поэтому нельзя сближать, например, Гофмана и Салтыков-Щедрина. Как пишет уже упомянутый нами А.С. Бушмин в своей статье «Сказки Салтыкова-Щедрина», в отличие от романтиков, у которых фантастика – это средство ухода от действительности, щедринская фантастика – прямое продолжение мира реального, а не его протиповоложность.
   Салтыков-Щедрин считал, что в мире нет ничего фантастического, что не могло бы быть объяснено реальными причинами. Поэтому смело можно говорить, что корни щедринской фантастики лежат не в мировоззрении писателя: это рациональная фантастика, которая контролируется сильным и трезвым умом.
   Фантастический элемент у писателя в одних случаях является реалистическим отражением самой жизни, в других – изобразительным средством художника. В первом случае фантастика служит отражением разоблачаемой действительности, идеологии и психологии тех социальных типов, в сознании которых действительность получила фантастическое преломление. Но не надо путать это с теми случаями, когда Щедрин пользуется фантастикой как приёмом разоблачения действительности, находя по собственным соображениям нужным представить реальное в фантастическом виде.
   Таким образом, отделение фантастики как элемента действительности от фантастики как элемента поэтики – дело трудное, но не невозможное.
   Фантастическая живопись в сатире часто берёт на себя и функцию осмеяния. Фантастический образ пародирует реальный человеческий образ и развенчивает его посредством смеха.
   Наряду с познавательной, живописательной и юмористической функциями фантастика у Салтыкова-Щедрина выступает и в функции эзоповского иносказания.
   Можно говорить об определенной закономерности: чем глубже вторгается сатира писателя в социально-политические проблемы, чем выше «обличаемая ступень административной иерархии», чем неблагоприятнее цензурные условия, тем сильнее у него фантастический элемент. Фантастика сильнее всего представлена там, где она диктовалась необходимостью одновременно обнаружить сущность явлений, живописать, осмеять, а кроме этого, завуалировать, скрыть прямой смысл сказанного (например, в «Истории одного города»). 
   После «Истории одного города» взлёты щедринской фантастики связаны с такими произведениями, как «Современная идиллия» и «Сказки».
   Говоря о «Сказках», необходимо отметить, что в них происходило не только нарастание фантастического элемента, но и сближение его с фантастикой народных сказок. Сказка – именно та форма, в которой мотивировка переходов от реальности к фантастике нашла у писателя наиболее полное выражение. Объектом сатиры Салтыков-Щедрина в «Сказках» выступают все сферы российской действительности. Так, «Медведь на воеводстве» - ирония по поводу политики российского государства. Критике политики российского общества, политики кнута и пряника, посвящена сказка «Орёл-меценат». В «Карасе-идеалисте» писатель мастерски разоблачает русских пропагандистов.
   Подводя итог, повторим вслед за А.С. Бушминым: главная роль фантастического элемента в прозе Салтыкова-Щедрина заключается в том, чтобы более резко и ясно выразить смысл социальных явлений.

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата


Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.

(М.Е. Салтыков-Щедрин)
 
При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2023 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.