Вводные конструкции в современном русском языке

(задание № 17)

 

Урок по вводным конструкциям с примерами. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 17 ЕГЭ по русскому языку

 

   Вводные конструкции могут выражать:

1. Различную степень уверенности
 
КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ
 
   Например:
Вы, несомненно, хорошо сдадите экзамен.
Вам, кажется, нужно больше заниматься.
 
2. Чувства и отношение говорящего к тому, о чём он сообщает
 
К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К СОЖАЛЕНИЮ
 
   Например:
Вы, к сожалению, сдали экзамен не очень хорошо.
К моему огромному удивлению, всё оказалось на месте.
 
3. Источник информации, которую сообщает говорящий.
 
ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-ВАШЕМУ
 
   Например:
Вам, по мнению врачей, нужно на время прервать тренировки. 
Вам, говорят, придётся прервать тренировки.
Как говорят старики, рыба в этом озере водится.
По воспоминаниям отца, в детстве он неплохо учился.
 
4. Порядок мыслей и указания их связи между собой
 
ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, НАКОНЕЦ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, НАПРОТИВ, НАПРИМЕР, НАОБОРОТ, ОДНАКО
 
   Например:
Во-первых, это причастие образовано от глагола совершенного вида; во-вторых, оно имеет зависимые слова. Следовательно, в нём должно писаться две буквы Н.
 
5. Способ оформления мыслей и оценка стиля высказывания
 
ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, МЯГКО ГОВОРЯ
 
   Например:
Одним словом, всё прошло хорошо.
Говоря образно, в самом центре Земли работает огромный котёл, варящий магму.
 
6. Способы привлечения внимания
 
ПОСЛУШАЙ(ТЕ), ПОСМОТРИ(ТЕ), ИНТЕРЕСНО и др.
 
   Например:
Но вот, посмотрите, какая-то птица / Всё ниже и ниже по небу мчится! (К.И. Чуковский)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Никогда не выступают в качестве вводных конструкций следующие слова и выражения:
вообще, наверняка, всё-таки, как будто, как бы, вдруг, пожалуйста, ведь, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, авось, обязательно.
⁠⁠________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практические задания

Задание 1. Вставьте вводные слова, необходимые по смыслу. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите, кому принадлежат данные сообщения.

1. В сентябре ожидаются ра(нн/н)ие заморозки.
2. В этой (не)широкой но глубокой реке раньше было много рыбы.
3. Самый твёрдый минерал алмаз.

Задание 2. Найдите вводные слова. Укажите их значение. Спишите, расставляя знаки препинания.

   Образец: Наверное, завтра будет гроза (неуверенность).
 
1. Казалось тихий ночной час пр…давал б…седе особую прелесть.
2. Действительно камни бывают различной твердости. Самый мягкий камень тальк.
3. (На)конец(то) на моё счастье дядя и старик Яков свернули к маленькому скверику.
4. Я (не)буду вас задерживать. (По)моему дело ясное.
5. В воздухе пахло водой травой туманом – одним словом пахло ра(нн/н)им прекрасным летним утром.
6. Наука иначе говоря не отрицает веру и религию а лишь дополняет их.

Задание 3. Прочитайте. Включите в начало каждого второго предложения вводное слово, указывающее на связь мыслей. Спишите, раскрывая скобки и расставляя запятые.

I. 1) Это параллельные линии. Они (не)пересекаются.
2) Вводное слово грамматически (не)связа(нн/н)о с другими словами в предложени… Оно не является членом предложения.
3) Работая над историческим произведением изучают прошлое стараются живо представить исторические картины. Для художественного воссоздания прошлого (не)обходимо и научное знание, и творческая фантазия.
 
II. 1) (Не)удача (не)смутила боксёра. Она заставила его ещё больше напряч… силы.
2) Товарищ… (не)обид…лся на шутку. Он сам смеялся вместе со всеми.
⁠⁠________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание!

   Многие из вышеперечисленных слов могут выступать в роли членов предложения. В этом случае они не выделяются запятыми.
   Жизнь просто несёт меня к счастью. – К счастью, всё закончилось благополучно.
   Я мечтаю поступить в театральный институт, однако мама категорически против этой затеи (противительный союз). – Вскоре, однако, сомнения мои были рассеяны.

⁠⁠________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте и укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где — вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчёркивая вводные слова; укажите их значение.

1) Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно. — Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца.
2) В результате быстрого таяния снега возможно наводнение. — В мае возможно будут заморозки.
3) Удостоверение, выданное дирекцией, действительно до конца года. — Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода.
4) Решение по делу было совершенно очевидно. — Поезд очевидно немного запаздывает.
5) Мы с товарищем обо всём договорились, но он неожиданно поступил совсем наоборот. — Проигрыш не обескуражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно.
6) Что значит твоё молчание? — Значит ты приедешь ко мне вечером?

Задание 5.  Прочитайте, укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где - вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчеркивая вводные слова, укажите их значение.

1) Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. (И.С. Тургенев.) – У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. (К. Паустовский.)
2) Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою – он кажется безумным. (М. Горький.) – Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием. (А.С. Пушкин.)
3) Из предыдущей главы видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. (Н.В. Гоголь.) – Предположения, сметы, соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны. (Н.В. Гоголь.)
4) Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли…(А.И. Куприн.) – Зато…Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постёгивал. (И.C. Тургенев.)

Задание 6. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом — вводным словом.

Возможно, по-моему, к несчастью, напротив, скажем.

Задание 7. Диктант.

   Для чего люди читают? Очевидно можно выделить три причины побужда…щие людей к чтению. (Во) первых для  овл…дения  какой (нибудь) специальностью. И хотя учит…ся (не)обходимо всю жизнь пручать и пручат…ся к чтению надо с ра(нн/н)его детства. И горе родителям и детям (не)понима…щим этого! (Во) вторых люди читают что(бы) удовлетворить свои художестве(нн/н)ые  запросы, из любви к пр…красному. Наконец мы чита…м обращаясь к словарям справочникам научно(популярным) журналам что(бы) получить информацию об окружа…щем нас мире. 
   Правда может быть и ещё одна причина – «убить время»! К сож…лению есть ещё люди которые не знают куда себя деть. Они шутя проглатывают книгу за книгой а через неделю даже (не)могут вспомнить о чём читали. А ведь при чтени… требу…(ть/т)ся вдумч…вое вн…мательное отн…шение. Читать следу…т (не)спеша думая не только о смысле написа(нн/н)ого но и форме, то(есть) о стиле произведения его звучани… даже об орфографи… и пунктуаци... Ведь правду говорят что(бы) быть грамотным надо не только учить школьные правила и делать упражнения но и много читать. Ведь именно так мы вид…м эти скучные правила в живой речи, в речи великих мастеров слова. 
   Таким образом чтение может пр…носить огромную пользу но может и не оставить заметного следа в уме и сер…це человека. Всё дело в умени… читать!

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата


Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.

(М.Е. Салтыков-Щедрин)
 
При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2023 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.