Речь человека — это всегда отражение его внутреннего мира, показатель интеллектуального уровня и социального положения. Недаром русские пословицы говорят: «Каков ум, такова и речь», «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает», «Язык разум открывает». Вторит пословицам и высказывание Льва Николаевича Толстого о том, что «неясность слова есть неизменный признак неясности мысли».
показано, как Элиза Дулиттл, бывшая цветочница, избавившись с помощью профессора фонетики Генри Хиггнинса от грубого произношения лондонского просторечия кокни, а также изучив манеры высшего света Лондона, смогла выдать себя за герцогиню.
В пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль» автор с помощью речи персонажей убедительно демонстрирует разницу между семейством Простаковых-Скотининых и Стародумом, Правдиным и Софьей. Так, кроме общей необразованности, сквозящей буквально во всём (дверь, которая к своему месту подвешена — «прилагательна», так как она к косяку прилагается, а дверь, которая стоит возле чулана, пока ещё просто «существительна»; история не воспринимается как наука, а всего лишь как рассказ о чём-то), госпожа Простакова, Митрофан и Тарас Скотинин отличаются откровенной грубостью со всеми, кто ниже их по социальному положению или материальному достатку. Вот, например, как обращается Простакова к слугам:
Таким образом, речь героев является ярким проявлением их истинной сущности.
В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Гаев, пустой, ни на что не способный мужчина средних лет, Он и Раневская — владельцы прекрасного поместья, ради спасения которого ничего не делают, хотя способ сохранить родовое гнездо есть. Речь Гаева хорошо подчёркивает пустоту и никчёмность этого персонажа. Недаром его племянницы, Аня и Варвара, постоянно просят дядю молчать. Так, показателен в этом отношении разговор Гаева со шкафом или употребление им бильярдных терминов, которые выражают самые разнообразные эмоциональные переживания. Разговорно-просторечная черта языка Гаева отчётливо проявляется в его любимом слове кого?, которое он употребляет абсолютно не к месту, вопреки всем законам логики.
Исследователь М. Неведомский справедливо, на наш взгляд, отмечал, что это словечко
герой как бы чертит границу между собой и Яшей с его нагловатыми выходками, а также Лопахиным, в котором не видит присущей дворянству эмоциональной чуткости.
Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.
- готовые аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку
- варианты ответов по заданиям 4.1/4.2, 5, 9.1/9.2 и 10 ЕГЭ по литературе
- примеры сочинений по заданиям 13.2. и 13.3 ОГЭ по русскому языку