Проблема

надежды и отчаяния

аргументы к сочинению

_____________________________________________________________________________________________

   Тема ⁠«Надежда и отчаяние» раскрыта также в сочинении-рассуждении ⁠«Что такое надежда».

_____________________________________________________________________________________________

 

   Сложно представить, но два противоположных понятия «надежда» и «отчаяние» не так уж противоположны друг другу. Если мы обратимся к этимологическому словарю, то узнаем, что древнерусский глагол «чаять» означал «надеяться». А вот как определяет значение приставки от- толковый словарь: 

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

Т.е. отчаяться – это буквально «удаляться от надежды, терять её».

   Как русская, так и зарубежная литература нередко обращаются к темам надежды и отчаяния. Но вначале вспомним древнегреческий миф о Пандоре, неразумной женщине, которая открыла ящик, подаренный коварными богами. Боги с вершины Олимпа, напуганные тем, что люди, получившие благодаря Прометею огонь, становятся всё более сильными, всё больше учатся и подчиняют себе силы природы, дают Пандоре – жене родного брата Прометея Эпиметея – в качестве приданого сосуд, наполненный разнообразными болезнями и несчастьями. Прометей предупреждал Эпиметия и Пандору, чтобы те никогда не принимали даров богов. Но Пандора, любопытная как большинство женщин, в отсутствие мужа открыла сосуд, откуда потоком низверглись на землю все беды и тягости. Пандора в ужасе закрыла сосуд, но было поздно: на дне осталось только одно – надежда. Отсюда и всем известное выражение «Надежда остаётся последней».

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

в отчаянии находится главный герой Родион Раскольников. В начале произведения мы видим его пытающимся противостоять собственной теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих», он борется с, как кажется герою, необходимостью доказать себе, что он человек подобный Наполеону или Магомеду. Раскольников думает, что, соверши он убийство старухи-процентщицы ради благой цели (освободить должников от выплаты залогов), он сделает мир лучше, чище. Убийство он пытается оправдать высокими целями. Всё хорошее, что есть в Раскольникове, что заложено в него с детства, борется с надуманной идеей, но герою вдруг начинает казаться, что само провидение посылает ему знак: убийство должно быть совершено (момент, где он слышит разговор двух людей в трактире о процентщице, которая душит людей своей жадностью). И преступление совершается… Убита не только Алёна Ивановна, но её слабоумная сестра Лизавета, случайно пришедшая на квартиру, когда в ней был Раскольников. Кажется, дело сделано, герой доказал себе, что он может совершить преступление ради благой цели… Но Родион продолжает мучаться, теперь от того, что, совершив убийство, он так и не стал «право имеющим», потому что душа страдает от совершённого так, что герой опасно заболевает, бредит и в бреду вспоминает об убийстве. Очнувшись, Раскольников отчаянно начинает искать выход из сложившейся ситуации, и, хотя подозрение в убийстве падает не на него, он продолжает терзаться совершённым. Он мечется между желанием признаться и страхом наказания. Надежду на благополучный исход ситуации даёт встреча с Соней Мармеладовой, которая, узнав о преступлении Раскольникова, просит его признаться во всём перед людьми, потому что, по словам девушки, этим страшным преступлением, он не старуху, а себя убил, свою душу. Эпизод, где Соня читает Раскольникову отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря Христом, совсем не случаен. Достоевский проводит параллель между главным героем и Лазарем, как бы говоря: всегда есть надежда на спасение, главное в это верить и искренне раскаяться в содеянном.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

главный герой Самсон Вырин – «маленький человек» в отчаянии от случившейся с ним беды: бежала с проезжим офицером князем Минским его единственная и глубоко любимая дочь Дуня. Герой едет искать девушку в Петербург, но поиски его не увенчались успехом: Минский грубо выставляет Вырина за дверь. Отчаяние героя от бессилия, потому что он не может противостоять человеку, находящемуся на самом верху социальной лестницы. Герою не у кого просить защиты и помощи, поэтому отчаяние его безнадёжное. Финал повести печален: Вырин спивается и умирает в одиночестве.

   В отчаянии, причиной которого всё та же социальная несправедливость, находится и главный герой

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

Новая шинель, ставшая для Акакия Акакиевича Башмачкина смыслом всей его сложной и почти нищенской жизни, отнята грабителями буквально в первый же день. Он пытается искать помощи у начальника департамента, где служит простым переписчиком, но не находит её. Напротив, его обругали и выгнали прочь. От такой обиды и несправедливости Акакий Акакиевич слёг и вскоре умер. «Отомстить» обидчикам, и в первую очередь не грабителям, а тем, кто притеснял его всю жизнь – богачам, он смог лишь после смерти. Гоголь вводит в повесть фантастический образ привидения, пугающего богатых прохожих по ночам и отнимающих у них дорогие шубы и пальто. Этот трагический образ неслучаен: писатель как бы говорит читателям, что на реальный бунт, маленький человек, сломленный существующим социальным неравенством, просто не способен.

   Тема «маленького человека», доведённого до отчаяния, появляется и в

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

переживает непростые времена: глава семейства лишается работы, умирает от болезни маленькая дочь, тяжело больна дочь Машенька, денег нет ни на лекарства, ни на кусок хлеба. Перед самым Рождеством Мерцалов, исходив город в поисках работы, даже попытавшись просить милостыню (за что один раз его прогнал с улицы полицейский, а в другой раз обругал прохожий, сказав, что чем просить, лучше бы он шёл работать), герой обречённо приходит в старый тёмный подвал, где живёт сейчас его семья и видит голодных детей, больную дочь и измученную жену. От бессилия и отчаяния Мерцалову приходит в голову мысль покончить жизнь самоубийством и он практически исполняет её… Трагедия была близка, если бы не случайный прохожий, который, узнав о бедах семейства, предлагает помощь и действительно помогает: придя в подвал Мерцаловых, выписывает рецепт на лекарство для маленькой Машеньки и оставляет крупную сумму денег. Именно в этот рождественский вечер у Мерцаловых появилась надежда. Куприн пишет, что после появления в их жизни «чудесного доктора» будто ангел пролетел над их семейством. Машенька выздоровела, отцу удалось найти работу, мальчишек устроили учиться в гимназию за казённый счёт. Так простое участие незнакомого человека подарило большой семье надежду на лучшее.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

надежду на полноценную жизнь слепому мальчику Петрусю подарила музыка. С детства слушая игру матери на фортепьяно, он проникался силой музыки. Именно с её помощью мать пытается объяснить сыну, что такое цвет, чтобы мальчик мог представлять мир в красках. Дружба с простыми работниками их поместья и музыка, которую играл для слепого паныча конюх Иохим и его песни, подтолкнули мальчика к тому, чтобы учиться играть на фортепьяно. Активная помощь матери и дяди мальчика – Максима Яценко – помогают Петрусю в освоении сложной науки. Но надежду на счастливую жизнь даёт Петру не только музыка, где он делает явные успехи и все пророчат ему великое будущее, но и любовь к девушке Эвелине, которая соглашается стать его женой.

   Надеется и героиня 

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

Надежда нередко связана у человека с мечтой. И вот Ассоль надеется, что предсказание, услышанное однажды от странного старика в лесу, сбудется и из далёких стран за ней на корабле с алыми парусами приплывёт прекрасный юноша. Он увезёт её и горячо любимое ею отца Лонгрена подальше от недоброжелательных и завистливых жителей деревни, среди которых отец и дочь давно стали изгоями.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

надежду на возвращение возлюбленного дарит главной героине не кто иной, как Воланд – Дьявол, чья вселенская задача, кажется, состоит вовсе не в том, чтобы давать надежду и уж тем более помогать. Но в произведении Воланд, говоря словами Гёте, становится частью 

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

Булгаков создавал своё произведение в сложный период, когда советская власть испытывала множество трудностей и нередко видела врагов там, где их не было, и, как следствие, совершала ошибки, обвиняя невинных. Писатель сам испытывал трудности с властью, его произведения запрещали печатать, обвиняя его в подрыве социалистических идей. Вероятно, именно поэтому Воланд оказывается у Булгакова единственной силой, которая способна на справедливость. Дьявол обещает помощь отчаявшейся Маргарите в возвращении Мастера, скрывающегося в психиатрической больнице, т.к. тот боится преследований за свой роман о Иешуа Га-Ноцри. Воланд возвращает не только Мастера, но и сожжённый им роман, а также по просьбе высших сил дарует главному герою «покой».

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата


Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.

(М.Е. Салтыков-Щедрин)
 
При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2024 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.