Проблема

гордости и смирения

аргументы к сочинению

 

 

  Гордость и смирение – два этих противоположных качества человека неоднократно становились объектом внимания писателей и поэтов.
   В русском языке слово «гордость» имеет пароним «гордыня». И если гордость зачастую воспринимается как положительная характеристика человека (мы нередко можем слышать: «Гордость за свою Родину», «Он гордый человек, унижаться не будет», «Мне гордость не позволит»), то гордыня выступает со знаком минус. В христианской культуре гордыня – это смертный грех, толкающий человека на многие преступления, тогда как смирение, напротив, величайшая добродетель. Человек, смиренно принимающий все обстоятельства жизни и даже благословляющий их как урок, страдание, которое ведёт к духовному очищению, представляется в христианстве святым. Одним из важнейших примеров смирения в религиях может считаться образ Иисуса Христа, не противясь принявшего мученическую смерть. В христианстве принято считать, что своим страданием он искупил грехи человечества.
   Образцы смирения мы находим как в русской, так и зарубежной литературе. Так,
%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
смиренно приносит себя в жертву семье, живя по «жёлтому билету» и продавая своё тело, чтобы прокормить пьяницу-отца и мачеху с двумя малолетними детьми. Но девушка не кичится своей жертвой, наоборот, считает, что ничего особенного не сделала. И именно Соня приводит Раскольника – человека, которого обуяла гордыня в желании стать человеком «право имеющим» и решать судьбы людей, к мысли, что его поступки несправедливы и просто бесчеловечны. Именно Соня просит главного героя покаяться перед людьми и не обрекать безвинных на страдания. Ведь, как известно, в убийстве старухи процентщицы Алёны Ивановны и её сестры Лизаветыизначально обвинили не Раскольникова, а рабочего, у которого нашли серёжки Алены Ивановны, случайно оброненные Родионом.
   Смиренно принимает свою судьбу и герой 
%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
Попав в плен к французам, герой не впадает в отчаяние и даже не пытается бежать. Он видит в своём пленении лишь возможность пострадать. Платон помогает другим пленным, именно он своим поведением учит Пьера Безухова принимать жизнь такой, какая она есть и благословлять, несмотря ни на что. Каратаев не может ненавидеть даже своих прямых врагов – французов, напротив, будучи не на поле боя, герой видит в них простых людей, просто выполняющих приказы, он шьёт для них одежду и пытается разговаривать.
   Ещё одна героиня романа Л.Н. Толстого – княжна Марья Болконская – предстаёт перед читателями образцом смирения. Ей нелегко живётся в доме отца – старого князя Болконского, который нередко пытается унизить дочь, смеётся над её набожностью и желанием помогать бедным. Но Марья, хотя и в душе иногда и возмущается поведением отца, тут же казнит себя за эти мысли, говоря себе, что он её отец, он стар и немощен, а также обеспокоен судьбой ушедшего на войну сына Андрея. И героиня смиряется, она не восстаёт, молча проглатывая очередную обиду. Толстой видит в подобном смирении высочайшую добродетель и, возможно, именно за это «дарит» княжне Марье в конце романа женское счастье – любящего мужа и детей.
   Но в романе мы видим и множество героев, охваченных гордыней. Таков князь Курагин, не желающий мириться с тем, что потерял контроль над деньгами старого графа Безухова. Его алчность не знает границ, ради денег он готов пожертвовать даже собственной дочерью. Но Элен Курагина не уступает в гордыне своему отцу: она не против выйти замуж за Пьера Безухова, после смерти отца ставшего баснословно богатым, но в муже она видит лишь средство, он для неё денежный мешок, оплачивающий её расходы на ювелиров, портных и прочие прихоти. Гордыня Элен завела её так далеко, что она пытается развестись с Пьером, обвиняя в разводе мужа, называя его глупцом, невозможным человеком, сделавшим её жизнь невыносимой.
   Горделив и ещё один герой романа – Наполеон. Для него война – это шахматная партия, а люди лишь фигуры, которые он передвигает. Толстой изображает Наполеона как самовлюблённого, глубоко эгоистичного человека. По мысли автора, именно то, что полководец не видит в солдатах людей, не чувствует их дух, приводит Наполеона к краху.
  Испытывать чувство гордости в романе мы можем за простой русский народ, мужественно принявший удар войны. Мы видим таких людей, как капитан Тушин, батарея которого, несмотря на приказ отступать, целый день удерживала натиск врага, тем самым позволив отойти вглубь основным частям. Тушин не чувствует себя героем, он не просит за свой подвиг наград, он даже смиренно принимает выговор о невыполнении приказа об отступлении. Мы испытываем гордость за князя Андрея Болконского, единственного человека, заступившегося за капитана и сказавшего, что успехом сегодняшнего дня русские войска более всего обязаны именно действиям батареи Тушина. Это же чувство рождается в нас и в конце романа, когда мы видим, как изменился князь Андрей: он больше не видит счастья в собственной славе и почестях, он отказывается служить при штабе Кутузова и идёт на войну полковым офицером, герой стал ближе к простым солдатам, заботясь о них. Князь Андрей усмирил свою гордыню: трудные уроки, которые преподносила ему жизнь, заставили его многое переосмыслить. Люди, окружающие Болконского, чувствуют это, а простые солдаты называют его «наш князь». После тяжёлого ранения Андрей, видя своего врага Анатоля Курагина, так же тяжело раненного в Бородинском сражении, чувствует, что его боль и обида вдруг растворяются в прощении, в той любви, которой учит людей Господь, когда ты в состоянии, забыв о своей гордыне, смириться и принять обидчика и всё то зло, что он тебе принёс, всей душой.
   К проблеме смирения обращается и А.С. Пушкин. Типаж 
%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
в литературе принято называть «маленьким человеком». Жизнь не слишком баловала Вырина. Пушкин говорит о нём: «Кто такой станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса». Единственным утешением и радостью для героя была его дочь Дуня. Но вот на станцию приезжает молодой князь Минский, проводит там несколько дней и тайком увозит девушку в Петербург. Вся жизнь Самсона Вырина в этот момент была сломана, всё, ради чего он жил, потеряно. Но, не теряя надежды, герой отправляется на поиски дочери в столицу, где его ждёт неудача. Нет, Минский не бросил Дуню, напротив, она живёт в хорошем доме, хорошо одета, но князь не хочет терять девушку и грубо выставляет Вырина, засунув ему в карман деньги, как будто пытаясь таким образом загладить обиду. Ненависть Самсона, когда он увидел деньги, была так сильна, что он тут же их выбросил, но потом… Вернулся, чтобы подобрать. Герой возвращается домой и больше не предпринимает попыток вернуть дочь, хотя думает о ней беспрестанно. Что это? Смирение? Но кажется, что в борьбе за родного ребёнка не должна идти речь о том, что можно смириться. Нет, это вынужденное смирение! Вырин не сопротивляется, потому что не может противостоять человеку, чьё социальное положение намного выше его собственного. Пушкин обращается к теме маленького человека, чтобы показать бесправие низших классов, молчаливое смирение которых продиктовано лишь безысходностью. Писатель призывает общество быть внимательнее и сострадательнее к «маленькому человеку», т.е. поднимает в своём произведении проблемы, которые в дальнейшем будут определять общий пафос русской литературы как глубоко гуманистический.
   Ещё одного «маленького человека» мы находим у 
%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
Смирение Акакия Акакиевича Башмачкина также вынужденное. Не одарённый природой никакими талантами, робкий, Акакий Акакиевич смиренно сносит насмешки коллег, лишь иногда печально спрашивая: «За что вы меня так?» Он не смог заступиться за себя и тогда, когда был грубо выставлен начальником из кабинета, куда пришёл просить помощи в поисках украденной шинели. Бунтовать он смог лишь после смерти, когда стал являться петербуржцам в образе привидения, снимающего с них шубы и пальто. Образ привидения, карающего богатых людей, введён Гоголем неслучайно: это доказывает то, что бороться с властьимущими при жизни «маленький человек» просто не в силах.
   Охвачен гордыней и 
%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
Он не в силах принять отказ Маши Мироновой выйти за него замуж. Швабрин пытается оклеветать девушку перед счастливым соперником Петром Гринёвым, а позднее, на дуэли, воспользовавшись моментом, подло его ранит. Гордыня Швабрина толкает его и на большие преступления. Присягнув Емельяну Пугачёву, он силой держит Машу в крепости. Герой не может простить девушке прежнего отказа и, пользуясь своей властью, принуждает стать его женой. Когда же Гринёву удаётся благодаря помощи Пугачева вызволить Машу из плена Швабрина, последний мстит и пишет донос на Гринёва, обвиняя того в измене.
%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
 не может смириться с жизнью в доме мужа. Её свекровь Кабаниха буквально всё подчинила своей власти и тиранит близких, прикрываясь словами о необходимости послушании младших старшим. Катерина не видит в новом доме любви, сердечности людей по отношению друг к другу. Здесь всё построено на обмане и лицемерии. Её гордая и чистая душа не может принять этого. Героиня ищет любви за спиной у мужа и находит её, но мучается тем, что приходится обманывать. Ей кажется, что она обманывает и себя, и Бога. Подобной лжи Катерина вынести не может, она прилюдно кается, а потом бросается в Волгу.
   Не находит смирения в своей душе и 
%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
Романтический образ Мцыри очень характерен для ранней поэзии Лермонтова, пронизанной мотивами свободы, борьбы, стремления к лучшим социальным идеалам. Отданный в раннем возрасте в монастырь, юноша не может принять отречения от мира, для него лучше три дня на воле, где он познал любовный трепет, насладился красотой природы, сразился с грозным барсом, чем спокойная, наполненная молитвами жизнь монаха.
   Главная героиня романа 
%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
в девичестве Гишар, была соблазнена любовником собственной матери Комаровским, когда была ещё совсем юной девушкой. Не испытывая к Комаровскому явной симпатии, девушка тем не менее странным образом зависит от него. Очень гордая и самостоятельная по натуре, Лара, чтобы порвать связь с Комаровским и быть независимой от матери, поступает на работу гувернанткой, а параллельно учится в гимназии. Чувство собственного достоинства, то, как часто по-другому называют гордость, заставляет Ларису отказаться от прежнего образа жизни, она ищет независимости и чистоты. Именно поэтому сразу после гимназии она выходит замуж за влюблённого в неё с детства Павла Антипова и переезжает с ним на Урал, в город Урятин, где становится учительницей в гимназии.
   Чувство собственного достоинства присуще и другому литературному герою –
%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
Простой советский шофёр, попав в фашистский плен, ведёт себя как истинный патриот, человек, который гордится своей страной, тем, что он русский. Перед лицом смерти Соколов не молит о пощаде у начальника лагеря военнопленных Мюллера, отказывается пить шнапс за победу Германии, но выпивает за собственную погибель, а выпив, не берёт хлеб с салом, хотя самого просто мутит от голода. Шолохов пишет, что захотелось Андрею Соколову показать фашистами, что им не удалось превратить его в животное, убить в нём русское достоинство и гордость, которые он не собирается продавать за кусок хлеба. Поведение солдата настолько впечатлило Мюллера, что он «великодушно» дарит ему жизнь.

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата


Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.

(М.Е. Салтыков-Щедрин)
 
При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2023 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.