(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. Он и до этого садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (2)Но до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (3)Архимед удивился. (4)Когда он удивился - он задумался. (5)А когда он задумался - он открыл великую тайну природы.
(6)Может быть, всё это происходило и не так. (7)Но факт остаётся фактом: закон Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание его, могут это подтвердить.
(8)Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди не равнодушны. (9)Что они умеют удивляться.
(10)Скажем, сидел себе Ньютон в саду. (11)Смотрит - упало яблоко. (12)Ну, упало и упало. (13)Подыми и съешь. (14)Никого не удивляло это никогда. (15)А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» (16)Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения.
(17)Конечно, всё это гораздо сложнее. (18)Всё это требовало огромного труда, огромных знаний.
(19)Я рассказываю об этом так несложно потому, что это, наверно, тебе известно. (20)И потом я хочу сказать, что, если ты не умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.
(21)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними было бы. (22)Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (23)Они не умели бы строить дома, выращивать хлеб, летать в космос.
(24)И, кроме того, они не умели бы сочинять музыку, писать стихи, рисовать картины.
(25)Вот идёт в лесу человек. (26)Слышит - поют птицы. (27)Ну, поют и поют, эка невидаль! (28)А иной удивится: очень необыкновенно и сладко поют. (29)И задумается...
(30)А другой человек удивится краскам и цветам природы. (31)И начинает сам пробовать сочетать эти краски. (32)Получается картина.
(33)Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей, вдруг удивится, как разнообразно и точно или, наоборот, нудно и неточно люди излагают свои мысли. (34)И сам начинает думать над словами, пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять к действительности, искать самые точные и нужные слова.
(35)Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (36)Они как-то смотрят на мир однобоко - чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить? (37)У них явные расхождения с Ньютоном. (38)Они бы это яблоко просто сжевали без всякого всемирного тяготения. (39)Они берут волшебный ковёр-самолет и прибивают его на стенку, чтоб не летал. (40)Они цветами корову накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не обратят внимания, о чём болтают.
(41)Очень скучные люди. (42)Прямо жалко их и даже как-то стыдно за них.
(43)А ты попробуй удивиться. (44)Всё в этом мире непросто. (45)Всё находится во взаимосвязи. (46)Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. (47)Поэтому существуют мечты и реальность. (48)Поэтому существуют дружба и борьба. (49)И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.
(50)И поэтому люди бывают счастливы.
(51)...Жизнь удивительна. (52)И люди удивительны. (53)И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.
(54)Вот как важно уметь удивляться!
(По Л.И. Лиходееву)
Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.
- готовые аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку
- варианты ответов по заданиям 4.1/4.2, 5, 9.1/9.2 и 10 ЕГЭ по литературе
- примеры сочинений по заданиям 13.2. и 13.3 ОГЭ по русскому языку