(1)Как известно, о творчестве Максима Горького существует обширная литература. (2)Немало сказано и о языке сочинений писателя, в особенности о том, как он стремился сохранить «чистоту и богатство» русского литературного языка, как он призывал к глубоко сознательному отношению к ресурсам и возможностям родного языка. (3)Всё это освещено достаточно хорошо и подробно. (4)Здесь я хочу обратить внимание на то, о чём до сих пор никто не писал. (5)Речь пойдёт о призывах Горького «слышать и видеть язык» и о том, какое значение подобные призывы имеют в наше время.
(6)Обычно считают, что всех людей по признаку их отношения к литературному языку можно разделить на две большие группы: на тех, кто недостаточно владеет родным литературным языком, и на тех, кто им владеет хорошо или даже отлично. (7)Нисколько не отрицая возможности такого деления, мне представляется, однако, более существенным иное «разделение» людей: на тех, кто не обращает внимания на свою речь и на тех, кто пристально следит за своей речью. (8)Разумеется, оба деления могут пересекаться: люди, следящие за своим языком и своей речью, тем самым часто хорошо владеют литературным языком. (9)И всё же подобное двойное разграничение сохраняет свою силу.
(10)Второе разграничение даже существеннее первого. (11)Почти никто не может похвастаться, что он владеет литературным языком в совершенстве (хотя подобные заявления нередко и раздаются). (12)Литературный язык, как и общенародный язык, не только постоянно развивается, но и обладает такими неисчерпаемыми ресурсами, которыми владеть «в совершенстве» практически невозможно. (13)А вот постоянно обращать внимание и на свой язык, и на свою речь не только возможно, но и необходимо, в особенности лицам, имеющим «дело» с языком профессионально, и всем другим лицам, кому дороги судьбы родного языка, а следовательно, и родной культуры.
Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.
- готовые аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку
- варианты ответов по заданиям 4.1/4.2, 5, 9.1/9.2 и 10 ЕГЭ по литературе
- примеры сочинений по заданиям 13.2. и 13.3 ОГЭ по русскому языку