Задания 1.1.1-1.1.4 ОГЭ по литературе.
Сочинения по поэме
М.Ю. Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
По моему мнению, отношение автора к Кирибеевичу резко отрицательное. Домогаться замужней женщины – непростительный грех. Лермонтов использует эпитет «басурманский» для характеристики Кирибеевича. Этим словом в Древней Руси называли захватчиков-иноземцев, следовательно, слово это ругательное. Автор также показывает, что Кирибеевич боится: «Побледнел в лице, как осенний снег; / Бойки очи его затуманились…», так как понимает, что обвинения Калашникова справедливы. В то время как его противник спокоен и исполнен достоинства.
Таким образом, мы видим, что Лермонтов осуждает Кирибеевича за его поступок, полностью находясь на стороне главного героя.
На мой взгляд, причиной царского гнева стало не только убийство его любимого опричника. Из поэмы мы знаем, как Иван Васильевич был расположен к Кирибеевичу: беспокоился, что тот невесел на пиру, расспрашивал его о причинах тоски. Мне кажется, что главной причиной гнева царя стало своевольное решение купца Калашникова отомстить Кирибеевичу за обиду, нанесённую ему и его жене. Вероятнее всего, узнав обо всём, царь сам бы наказал своего любимца. Но «самоуправство» Калашникова подрывало его право на безраздельную власть казнить и миловать.
Мне кажется, что автор вводит такую художественную деталь, как крест, погнувшийся под ударом Кирибеевича, чтобы подчеркнуть идейное противостояние двух героев. Крест, который носит Калашников, олицетворение христианства. В то время как Кирибеевичу автор даёт определение «басурманский сын», то есть иноверец, который не признаёт этические законы нашей веры. Таким образом, крест, погнувшийся от удара, символизирует собой морально-нравственные взгляды, по которым Кирибеевич своим бесчестным поступком нанес тяжёлый удар.
Между сценами боя в поэмах Лермонтова и Твардовского есть ряд различий. Во-первых, в «Песне…» причиной боя стала поруганная честь жены Калашникова, в то время как в «Василии Тёркине» - это честь целой страны. Но и там, и там авторы целиком стоят на стороне людей, чьё достоинство было поругано. Во-вторых, Тёркин не представляется немцу и не имеет с ним объяснений, как это делают Калашников и Кирибеевич. В-третьих, сцена боя у Твардовского более динамичная, чем в поэме Лермонтова. В «Тёркине» показано, что бой длится достаточно долго, враги изнемогли от усталости, автор даёт описание Тёркина и немца (кровь сосульками; морда побита, как яблоко-полявка; кость гудит от старой раны). В то время как в «Песне…» поединок по сути ограничился двумя ударами, хотя автор также даёт описание раны Калашникова («И погнулся крест и вдавился в грудь; Как роса из-под него кровь закапала»). В-четвёртых, различно отношение победителей к побеждённым. После победы над немцем Тёркин «смотрит грустно, дышит тяжко», из чего мы можем предположить, что герою жаль своего противника, ведь он солдат, который просто выполняет приказ командира. Тогда как Лермонтов о Калашникове пишет, что он «ударил своего ненавистника / Прямо в левый висок со всего плеча».