Тема «отцов и детей»
сочинение-рассуждение
Идейные столкновения представителей разных поколений также отображены в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и драме А.Н. Островского «Гроза».
В «Грозе» основной идейный конфликт заключён в столкновении представительницы «тёмного царства» Марфы Игнатьевны Кабановой, являющейся защитницей домостроевских традиций, и представительницы молодого поколения - Катериной. Кабаниха – лицемерный человек, ханжа, прикрывающаяся мнимой благотворительностью, покровительством страждущим и убогим. В семье же своей она привыкла к беспрекословному подчинению, подавлению любого, даже самого незначительного протеста. Но именно в своей семье Кабаниха видит пробуждение чего-то нового, не понятного ей. Привыкшая в родном доме к воле, ласке, доброте и уважению, Катерина не может смириться с властностью и деспотизмом своей свекрови, героине хочется иных отношений в её собственной семье, построенных не столько на «букве» домостроевских правил, сколько на искреннем желании сердца любить и быть любимой.
В комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» столкновение на идейной почве происходит между Фамусовым, представителем «века минувшего», и Чацким, представителем «века нынешнего». В основе конфликта лежит резкое расхождение во взглядах на смысл жизни, на отношение к богатству, к чинам, карьере, службе, крепостному праву, образованию, отношению ко всему иностранному.
У Тургенева внешний конфликт построен на столкновении взглядов представителя нового поколения – Евгения Базарова (разночинца-демократа) – и Павла Петровича Кирсанова – представителя «отцов». В основе спора виден социальный конфликт нового со старым, и главное здесь не в различии поколений, а в противостоянии дворянства, которое уже изживало себя как класс, способный двигать страну вперед, и демократической интеллигенции. Сюжет построен на противостоянии взглядов нигилиста Базарова с миром дворян-аристократов, на столкновении их мировоззрений и отношении к проблемам крестьянства, просвещения, культуры и искусства.
Таким образом, писатели утверждают, что взгляды на жизнь «отцов» и «детей» нередко не совпадают, но именно это и ведёт к прогрессу, установлению новых форм развития общества и взаимодействия людей.