Мотив сна
сочинение-рассуждение
Кроме А.С. Пушкина, к мотиву сна в русской литературе обращались И.А. Гончаров и Ф.М. Достоевский. Во всех этих произведениях сон – это композиционная вставка, помогающая глубже понять характер героя.
Так, «Сон Обломова» в романе Гончарова «Обломов» позволяет понять причины бесхарактерности героя, представить нравы, быт, среду, сформировавшие Илью Обломова. С детства он был окружен мамками и няньками, ему не разрешали даже самому одеваться. Следили лишь за тем, чтобы ребёнок хорошо поел и не перетрудился на обучении у Штольца. Всё это автор и называет «обломовщиной».
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников видит сон в пору мучительных размышлений, ещё до преступления. Ему снится, что он, ещё ребенок, с отцом проходит мимо кабака и видит, как пьяные мужики избивают лошадь. Мальчик пытается заступиться, но на глазах у толпы несчастную клячу добивают железным ломом. Родион хочет кричать, плачет. Тут можно провести параллель «лошадь – старуха-процентщица, которую герой собирается убить» и «лошадь – душа Раскольника, которую герой «убивает» своей кощунственной теорией о «тварях дрожащих» и «право имеющих»».
Сон видит и Татьяна Ларина. Надо отметить, что сон героини является вещим, но он не просто предваряет грядущие события. Этот эпизод как будто смещает сюжетные акценты: с отношений Онегина и Татьяны внимание читателя переключается на отношения Онегина и Ленского. Миросозерцание Татьяны поэтично и исполнено народного духа. Она верит в приметы, любит слушать рассказы няни, в романе её сопровождают фольклорные мотивы. Поэтому неудивительно, что во сне героиня видит образы русских народных сказок: медведя, лес, избушку, чудовищ. Таким образом, можно говорить, что сон Татьяны выступает как средство её характеристики, как «пророчество», как отражение потаённых желаний героини и потоков её душевной жизни, как отражение её взглядов на мир.
Таким образом, введение в произведение сна даёт писателю возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание.