«Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли»

(по тексту А. Лиханова)

исходный текст к сочинению-рассуждению

   (1)После третьего урока, когда началась большая перемена и ребята ушли из класса, в дверях появилась взволнованная практикантка Ерошкина. (2)Лицо у неё пылало, веснушки дрожали на носу.
    (3)— Здравствуй, мальчик, — тревожно сказала она. — (4)Ты дежуришь? (5)Толик кивнул.
   (6)— Я напишу на доске примеры, — сказала она, берясь за мелок, — а ты смотри не стирай! (7)И стала выводить округлые, красивые буквы.
   (8)— Только, пожалуйста, — выходя из класса, обернулась на пороге Ерошкина, — только, пожалуйста, приготовь тряпку.
   (9)Толик кивнул ей и побежал к крану. (10)Когда, намочив тряпку, он возвращался назад, прогремел звонок, и Толик вошёл в класс вместе со всеми.
   (11)Он кинул тряпку в ящичек — и обомлел: примеров на доске не было. (12)Их будто кто-то слизнул языком.
   (13)Он всё стоял, ошалело глядя на доску, когда в класс одна за другой вплыли нарядные студентки. (14)Шествие замыкала розовая от волнения практикантка. (15)Ничего не замечая, она простучала каблучками к столу, раскрыла журнал, но в это время сзади произошло движение.
  (16)«Камчатка» загудела, студентки заволновались и поплыли из класса обратно. (17)Печальное шествие замыкала практикантка Ерошкина. (18)Она громко сморкалась в кружевной платок, и Толику стало ужасно жалко её.
   (19)В класс ворвалась Изольда Павловна и, поднеся к глазам руку с часиками, сказала: «Быстро, кто это сделал?»
   (20)Дверь распахнулась, и на пороге появился директор Михал Михалыч. (21)В мёртвой тишине директор прошёл по рядам и сел на последнюю парту. (22)Ещё один ученик.
   (23)— Ну что ж, — ледяным голосом сказала Изольда Павловна. — (24)Кто дежурный? (25)Толик поднялся, опустив голову, сознавая свою вину. (26)И в самом деле, подумай он про тряпку раньше, и всё бы было в порядке.
   (27)— О-о! – удивилась Изольда Павловна. — (28)Так это ты дежуришь, Бобров! (29)Значат, это ты стёр примеры с доски?
   (30)— Зачем? — растерянно спросил Толик.
   (31)— Ну не знаю, - ответила Изольда Павловна, — мало ли…
   (32)Толик вдруг разозлился. (33)Ещё чего не хватало. (34)Он дежурный — и он же стёр. (35)Не много ли на одного? 
   (36)— Я выходил смочить тряпку, — ответил Толик как можно спокойнее, — меня попросили.
   (37)— Ну ладно, — недоверчиво произнесла Изольда Павловна. 
  (38)Директор и Изольда Павловна глядели в окна, и Толик всё больше чувствовал себя виноватым. (39)Каждый из ребят, наверное, стоит, и думает: «За что я тут мучаюсь, виноватого всё равно не найти, не сознается, так пусть отвечает дежурный: следить за доской он должен, с него и спрос!»
  (40)Урок кончился, прошла перемена, снова затарабанил звонок, и теперь должна была начаться литература. (41)А в классе стояла тишина. (42)Ребята переглядывались между собой, рассеянно улыбались.
   (43)— Долго мы будем сидеть? — спросила, осмелев, Машка Иванова.
   (44)Странно, — директор пожал плечами. 
   (45)— Кто то виноват, а мы сиди! — осмелела Машка.
  (46)— А вот это плохо, — ответил директор, останавливаясь у доски, — очень плохо. (47)Вы должны быть как в поговорке: один за всех, и все за одного. (48)И дружить, и отвечать. (49)Всем за одного заступаться. (50)Всем за одного отвечать. (51)И одному за всех.
  (52)Толик посмотрел на директора с интересом: ему понравилось, как сказал Михал Михалыч.
   (53)То, что все должны отвечать за одного, давно известно, а вот что один за всех — это верно. (54)И страшно важно.
   (55)— Мы уже устали! — резко сказал директору Коля Суворов. 
   (56)Михал Михалыч внимательно посмотрел на Колю.
   (57)— Ребята, – сказал он негромко, — я вам дам один совет. (58)Обещайте Изольде Павловне, что вы разберётесь сами. (59)И действительно, разберитесь сами, по человечески. (60)И я ещё одно скажу, хотя эти слова, наверное, вам повторяют каждый день: вы — люди!
   (61)Он помолчал. (62)Класс притих, внимательно глядя на директора.
   (63)— Всё бывает с людьми, сказал директор, — но из любого, самого нехорошего положения человек должен выйти с честью, потому он и человек.

 

Перейти к сочинению-рассуждению

Перейти к сочинениям на лингвистическую тему

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата недели

 

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя

 

Петроний

 

Просто интересно

 

Как языческий бог Чур деревянной чуркой стал

 

Кто из нас в детстве не играл в догонялки и не кричал громко «Чур меня»?! Наверняка каждый, но не каждый знает, что восклицание «Чур!» имеет очень древние корни. И хотя в наше время об этом мало кто знает, история возникновения этого выражения весьма интересна. Восклицание «Чур меня» первоначально было заклинанием против нечистой силы, запретом касаться чего-либо, производить какие-то действия.


При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2017 гг.
Яндекс.Метрика