«Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли»

(по тексту А. Лиханова)

исходный текст к сочинению-рассуждению

 

 

   (1)После третьего урока, когда началась большая перемена и ребята ушли из класса, в дверях появилась взволнованная практикантка Ерошкина. (2)Лицо у неё пылало, веснушки дрожали на носу.
    (3)— Здравствуй, мальчик, — тревожно сказала она. — (4)Ты дежуришь? (5)Толик кивнул.
   (6)— Я напишу на доске примеры, — сказала она, берясь за мелок, — а ты смотри не стирай! (7)И стала выводить округлые, красивые буквы.
   (8)— Только, пожалуйста, — выходя из класса, обернулась на пороге Ерошкина, — только, пожалуйста, приготовь тряпку.
   (9)Толик кивнул ей и побежал к крану. (10)Когда, намочив тряпку, он возвращался назад, прогремел звонок, и Толик вошёл в класс вместе со всеми.
   (11)Он кинул тряпку в ящичек — и обомлел: примеров на доске не было. (12)Их будто кто-то слизнул языком.
   (13)Он всё стоял, ошалело глядя на доску, когда в класс одна за другой вплыли нарядные студентки. (14)Шествие замыкала розовая от волнения практикантка. (15)Ничего не замечая, она простучала каблучками к столу, раскрыла журнал, но в это время сзади произошло движение.
  (16)«Камчатка» загудела, студентки заволновались и поплыли из класса обратно. (17)Печальное шествие замыкала практикантка Ерошкина. (18)Она громко сморкалась в кружевной платок, и Толику стало ужасно жалко её.
   (19)В класс ворвалась Изольда Павловна и, поднеся к глазам руку с часиками, сказала: «Быстро, кто это сделал?»
   (20)Дверь распахнулась, и на пороге появился директор Михал Михалыч. (21)В мёртвой тишине директор прошёл по рядам и сел на последнюю парту. (22)Ещё один ученик.
   (23)— Ну что ж, — ледяным голосом сказала Изольда Павловна. — (24)Кто дежурный? (25)Толик поднялся, опустив голову, сознавая свою вину. (26)И в самом деле, подумай он про тряпку раньше, и всё бы было в порядке.
   (27)— О-о! – удивилась Изольда Павловна. — (28)Так это ты дежуришь, Бобров! (29)Значат, это ты стёр примеры с доски?
   (30)— Зачем? — растерянно спросил Толик.
   (31)— Ну не знаю, - ответила Изольда Павловна, — мало ли…
   (32)Толик вдруг разозлился. (33)Ещё чего не хватало. (34)Он дежурный — и он же стёр. (35)Не много ли на одного? 
   (36)— Я выходил смочить тряпку, — ответил Толик как можно спокойнее, — меня попросили.
   (37)— Ну ладно, — недоверчиво произнесла Изольда Павловна. 
  (38)Директор и Изольда Павловна глядели в окна, и Толик всё больше чувствовал себя виноватым. (39)Каждый из ребят, наверное, стоит, и думает: «За что я тут мучаюсь, виноватого всё равно не найти, не сознается, так пусть отвечает дежурный: следить за доской он должен, с него и спрос!»
  (40)Урок кончился, прошла перемена, снова затарабанил звонок, и теперь должна была начаться литература. (41)А в классе стояла тишина. (42)Ребята переглядывались между собой, рассеянно улыбались.
   (43)— Долго мы будем сидеть? — спросила, осмелев, Машка Иванова.
   (44)Странно, — директор пожал плечами. 
   (45)— Кто то виноват, а мы сиди! — осмелела Машка.
  (46)— А вот это плохо, — ответил директор, останавливаясь у доски, — очень плохо. (47)Вы должны быть как в поговорке: один за всех, и все за одного. (48)И дружить, и отвечать. (49)Всем за одного заступаться. (50)Всем за одного отвечать. (51)И одному за всех.
  (52)Толик посмотрел на директора с интересом: ему понравилось, как сказал Михал Михалыч.
   (53)То, что все должны отвечать за одного, давно известно, а вот что один за всех — это верно. (54)И страшно важно.
   (55)— Мы уже устали! — резко сказал директору Коля Суворов. 
   (56)Михал Михалыч внимательно посмотрел на Колю.
   (57)— Ребята, – сказал он негромко, — я вам дам один совет. (58)Обещайте Изольде Павловне, что вы разберётесь сами. (59)И действительно, разберитесь сами, по человечески. (60)И я ещё одно скажу, хотя эти слова, наверное, вам повторяют каждый день: вы — люди!
   (61)Он помолчал. (62)Класс притих, внимательно глядя на директора.
   (63)— Всё бывает с людьми, сказал директор, — но из любого, самого нехорошего положения человек должен выйти с честью, потому он и человек.
 
 
Перейти к сочинению-рассуждению
 
Перейти к сочинениям на лингвистическую тему

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата недели

 

Я всегда старался, чтобы учёба не препятствовала моему образованию.

М. Твен

 


При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2017 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.