Что такое человечность?

(По тексту Б. Васильева)

исходный текст к сочинению-рассуждению

 

 

   (1)– Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
   (3)– Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
   (4)– Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
   (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
   (8)Анна Федотовна уточнила:
(9)– Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
   (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
   (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
   (13)– Это же всё ненастоящее!
   (14)– Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. (15)– Откройте верхний ящик комода.(16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
   (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
   (19)– Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
   (21)– Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
   (22)– Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
   (23)– Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
  (24)– А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. (25)– Музей не возьмёт копии.
  (26)– Не возьмёт, и вы не берите. (27)– Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. (28)– И пожалуйста, верните мне все документы.
   (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
   (31)– Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
  (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
  (34)– Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. (35)– Только пикни у нас.
   (36)– Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
  (37)– Молчи лучше! – оборвала его девочка. (38)– А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
  (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
   (41)– Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
   (43)Делегация молча удалилась.
   (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
  (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
   (47)– Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
   (48)– Нету, – тихо сказала Таня. (50)– И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
   (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… 

 
 
Перейти к сочинению-рассуждению
 
Перейти к другим сочинениям по заданиям 15.2 и 15.3

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата недели

 

Я всегда старался, чтобы учёба не препятствовала моему образованию.

М. Твен

 


При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2017 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.