Вводные конструкции в современном русском языке

(задание № 17)

 

Урок по вводным конструкциям с примерами. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 17 ЕГЭ по русскому языку

 

   Вводные конструкции могут выражать:

1. Различную степень уверенности
 
КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ
 
   Например:
Вы, несомненно, хорошо сдадите экзамен.
Вам, кажется, нужно больше заниматься.
 
2. Чувства и отношение говорящего к тому, о чём он сообщает
 
К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К СОЖАЛЕНИЮ
 
   Например:
Вы, к сожалению, сдали экзамен не очень хорошо.
К моему огромному удивлению, всё оказалось на месте.
 
3. Источник информации, которую сообщает говорящий.
 
ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-ВАШЕМУ
 
   Например:
Вам, по мнению врачей, нужно на время прервать тренировки. 
Вам, говорят, придётся прервать тренировки.
Как говорят старики, рыба в этом озере водится.
По воспоминаниям отца, в детстве он неплохо учился.
 
4. Порядок мыслей и указания их связи между собой
 
ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, НАКОНЕЦ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, НАПРОТИВ, НАПРИМЕР, НАОБОРОТ, ОДНАКО
 
   Например:
Во-первых, это причастие образовано от глагола совершенного вида; во-вторых, оно имеет зависимые слова. Следовательно, в нём должно писаться две буквы Н.
 
5. Способ оформления мыслей и оценка стиля высказывания
 
ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, МЯГКО ГОВОРЯ
 
   Например:
Одним словом, всё прошло хорошо.
Говоря образно, в самом центре Земли работает огромный котёл, варящий магму.
 
6. Способы привлечения внимания
 
ПОСЛУШАЙ(ТЕ), ПОСМОТРИ(ТЕ), ИНТЕРЕСНО и др.
 
   Например:
Но вот, посмотрите, какая-то птица / Всё ниже и ниже по небу мчится! (К.И. Чуковский)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Никогда не выступают в качестве вводных конструкций следующие слова и выражения:
вообще, наверняка, всё-таки, как будто, как бы, вдруг, пожалуйста, ведь, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, авось, обязательно.
⁠⁠________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практические задания

Задание 1. Вставьте вводные слова, необходимые по смыслу. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите, кому принадлежат данные сообщения.

1. В сентябре ожидаются ра(нн/н)ие заморозки.
2. В этой (не)широкой но глубокой реке раньше было много рыбы.
3. Самый твёрдый минерал алмаз.

Задание 2. Найдите вводные слова. Укажите их значение. Спишите, расставляя знаки препинания.

   Образец: Наверное, завтра будет гроза (неуверенность).
 
1. Казалось тихий ночной час пр…давал б…седе особую прелесть.
2. Действительно камни бывают различной твердости. Самый мягкий камень тальк.
3. (На)конец(то) на моё счастье дядя и старик Яков свернули к маленькому скверику.
4. Я (не)буду вас задерживать. (По)моему дело ясное.
5. В воздухе пахло водой травой туманом – одним словом пахло ра(нн/н)им прекрасным летним утром.
6. Наука иначе говоря не отрицает веру и религию а лишь дополняет их.

Задание 3. Прочитайте. Включите в начало каждого второго предложения вводное слово, указывающее на связь мыслей. Спишите, раскрывая скобки и расставляя запятые.

I. 1) Это параллельные линии. Они (не)пересекаются.
2) Вводное слово грамматически (не)связа(нн/н)о с другими словами в предложени… Оно не является членом предложения.
3) Работая над историческим произведением изучают прошлое стараются живо представить исторические картины. Для художественного воссоздания прошлого (не)обходимо и научное знание, и творческая фантазия.
 
II. 1) (Не)удача (не)смутила боксёра. Она заставила его ещё больше напряч… силы.
2) Товарищ… (не)обид…лся на шутку. Он сам смеялся вместе со всеми.
⁠⁠________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание!

   Многие из вышеперечисленных слов могут выступать в роли членов предложения. В этом случае они не выделяются запятыми.
   Жизнь просто несёт меня к счастью. – К счастью, всё закончилось благополучно.
   Я мечтаю поступить в театральный институт, однако мама категорически против этой затеи (противительный союз). – Вскоре, однако, сомнения мои были рассеяны.

⁠⁠________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте и укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где — вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчёркивая вводные слова; укажите их значение.

1) Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно. — Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца.
2) В результате быстрого таяния снега возможно наводнение. — В мае возможно будут заморозки.
3) Удостоверение, выданное дирекцией, действительно до конца года. — Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода.
4) Решение по делу было совершенно очевидно. — Поезд очевидно немного запаздывает.
5) Мы с товарищем обо всём договорились, но он неожиданно поступил совсем наоборот. — Проигрыш не обескуражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно.
6) Что значит твоё молчание? — Значит ты приедешь ко мне вечером?

Задание 5.  Прочитайте, укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где - вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчеркивая вводные слова, укажите их значение.

1) Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. (И.С. Тургенев.) – У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. (К. Паустовский.)
2) Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою – он кажется безумным. (М. Горький.) – Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием. (А.С. Пушкин.)
3) Из предыдущей главы видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. (Н.В. Гоголь.) – Предположения, сметы, соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны. (Н.В. Гоголь.)
4) Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли…(А.И. Куприн.) – Зато…Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постёгивал. (И.C. Тургенев.)

Задание 6. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом — вводным словом.

Возможно, по-моему, к несчастью, напротив, скажем.

Задание 7. Диктант.

   Для чего люди читают? Очевидно можно выделить три причины побужда…щие людей к чтению. (Во) первых для  овл…дения  какой (нибудь) специальностью. И хотя учит…ся (не)обходимо всю жизнь пручать и пручат…ся к чтению надо с ра(нн/н)его детства. И горе родителям и детям (не)понима…щим этого! (Во) вторых люди читают что(бы) удовлетворить свои художестве(нн/н)ые  запросы, из любви к пр…красному. Наконец мы чита…м обращаясь к словарям справочникам научно(популярным) журналам что(бы) получить информацию об окружа…щем нас мире. 
   Правда может быть и ещё одна причина – «убить время»! К сож…лению есть ещё люди которые не знают куда себя деть. Они шутя проглатывают книгу за книгой а через неделю даже (не)могут вспомнить о чём читали. А ведь при чтени… требу…(ть/т)ся вдумч…вое вн…мательное отн…шение. Читать следу…т (не)спеша думая не только о смысле написа(нн/н)ого но и форме, то(есть) о стиле произведения его звучани… даже об орфографи… и пунктуаци... Ведь правду говорят что(бы) быть грамотным надо не только учить школьные правила и делать упражнения но и много читать. Ведь именно так мы вид…м эти скучные правила в живой речи, в речи великих мастеров слова. 
   Таким образом чтение может пр…носить огромную пользу но может и не оставить заметного следа в уме и сер…це человека. Всё дело в умени… читать!

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата

 

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.

Василий Макарович Шукшин

 


При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2018 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.