Обособленные члены предложения в современном русском языке

(задание № 16)

Урок по обособленным членам предложений: обособленным определениям, приложениям, обстоятельствам, уточняющим конструкциям. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 16 ЕГЭ по русскому языку

1. Обособленные определения

К обособленным определениям относятся:
 - причастные обороты;
 - прилагательные с зависимыми словами;
 - одиночные прилагательные,  стоящие после определяемого слова;
 - приложения.

 

Определения обособляются, если:

 

 - стоят после определяемого слова.

   Например.

  • Дорога, мощённая булыжником, уходила вдаль.
  • На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. (Бун.)
  • Наступила ночь, морозная, ясная, тихая.
  • М.В. Ломоносова, человека выдающихся способностей и талантов, по праву называют нашим первым университетом.

 

- стоят перед определяемым словом, которое выражено личным местоимением.

   Например.

  • Нагруженные снарядами, ОНИ отошли от пристани.

 

- стоят перед определяемым словом, но имеют добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки, времени).

Например.

  • Удивленный неожиданным визитом гостей, Иван Иванович все равно улыбался. (Несмотря на  что улыбался Иван Иванович? – уступка).
  • Измученная жаждой, земля жадно впитывала влагу. (Почему земля жадно впитывала влагу? - причина).
  • Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (П.) (Почему леса зеленеют как будто пухом? - причина).

_____________________________________________________________________________________________

Обратите внимание! Несогласованные определения, которые выражаются существительными в косвенных падежах, чаще всего обособляются, если они относятся к имени собственному или личному местоимению.
Например.

  • Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. (Л.Т.)
  • Сейчас она, в новом зелёном платье, была особенно прекрасна и молода.           

_____________________________________________________________________________________________

2. Приложение

Приложение – определение, выраженное  существительным.

Обособляются и выделяются запятыми:

 

- одиночные и распространенные приложения, если они относятся к личному местоимению.
Например.

  • Ему ли, карлику, тягаться с исполином. (П.)
  • Мы, репортёры, нередко попадаем в горячие точки.
  • Ему, потомственному военному, предки которого неоднократно защищали Родину, было неприятно слушать рассуждения молодёжи о том, что патриотизм – это «не модно».

 

- распространённые и одиночные приложения, стоящие после определяемого слова.
Например.

  • Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (П.)
  • Орлы, спутники войск, поднимались над горою. (П.)
  • Не спит только кормщик, молчаливый северный старик. (С.-М.)
  • Неподалеку расположились молодые люди, студенты.

 

- распространённые и нераспространённые приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются в том случае, если имеют значение причинности.
Например.

  • Театра злой законодатель, непостоянный обожатель очаровательных актрис, почётный гражданин кулис, Онегин полетел к театру. (П.) (Почему Онегин полетел к театру? - причина).
  • Лучший ученик класса, Ваня был награждён путёвкой в детский лагерь. (Почему Ваня был награжден путёвкой? - причина).

 

- приложения, которые присоединяются союзами ТО ЕСТЬ, ИЛИ (в значении то есть), словами ДАЖЕ, НАПРИМЕР, В ОСОБЕННОСТИ, ПО ПРОЗВАНИЮ, ПО ИМЕНИ, ПО КЛИЧКЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ и др.
Например.

  • Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан. (Лерм.)
  • Песцы, или полярные лисицы, хорошо разводятся в неволе. 
  • Соседский пёс, по кличке Шарик, существо на редкость свирепое.

 

NB! Большинство приложений, присоединяемых союзами, имеют уточняющий характер.

_____________________________________________________________________________________________

 

Обратите внимание! Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире, если оно стоит в конце предложения или если оно не только определяет слово, но и дополняет его.
Например.

  • Тополев – высокий костлявый старик с серо-зеленоватыми усами – за весь вечер не проронил ни слова. (В. Ажаев)
  • Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (Лерм.)

_____________________________________________________________________________________________

Приложения с союзом КАК обособляются, если имеют значение причинности.

Например.

  • Как непревзойденная мастерица, Мария Павловна была признана лучшей работницей года.

Не обособляются приложения с союзом КАК, если КАК можно заменить сочетанием В КАЧЕСТВЕ.

Например.

  • Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.
  • Мы все знаем его как хорошего писателя, но мало как прекрасного человека

_____________________________________________________________________________________________

3. Обособленные обстоятельства

К  обособленным обстоятельствам относятся:
 - деепричастные обороты;
 - одиночные деепричастия;
 - обстоятельства, выраженные существительными с предлогами;

 - сравнительные обороты.


Деепричастные обороты и одиночные деепричастия всегда обособляются!

_____________________________________________________________________________________________

Исключение! Не обособляются:
  - деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов: 

  • работать спустя рукава;
  • работать засучив рукава;
  • бежать сломя голову.

- одиночные деепричастия типа молча, сидя, лёжа, шутя, нехотя, не глядя, не спеша, не торопясь и др., т.к. по значению они приближаются к наречиям:

  • он читал лёжа;
  • она шутя рассказывала анекдоты;
  • мы разговаривали стоя.

_____________________________________________________________________________________________

Сравнительные обороты, начинающиеся союзами как, как будто, словно, что, чем, неужели и др.,  на письме выделяются запятыми. 
Например.

  • Она была прекрасна, как майская роза.
  • Я люблю театр больше, чем кино.
  • Она порхала, словно бабочка.

_____________________________________________________________________________________________

Исключение! Сравнительные обороты, входящие в  состав фразеологических сочетаний, запятыми не выделяются.
Например.

  • Дождь льёт как из ведра, бледен как смерть, покраснел как рак, бояться как огня, летит как стрела, белый как полотно и др.

_____________________________________________________________________________________________

С целью усиления могут обособляться различные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии, по причине, ввиду, вследствие и др. Такие обстоятельства обычно обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

Например.

  • Крейсеры, вследствие недостатка места в бухте, держались в открытом море. (Нов.-Пр.)

_____________________________________________________________________________________________
Всегда обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, которые имеют уступительное значение. 
Например.

  • Несмотря на сильный дождь, никто не уходил домой.

_____________________________________________________________________________________________

4. Уточняющие конструкции

   Уточняться могут ВСЕ члены предложения – и главные, и  второстепенные. 
 Чаще всего обособляются уточняющие конструкции ВРЕМЕНИ и МЕСТА, которые соединяются с уточняемыми обстоятельствами без союзов и других слов.
Например.

  • Вверху, на палубе, перекликались матросы. (К. Пауст.)
  • На горизонте, там, где только что было видно расплывшееся красное пятно, вдруг вынырнуло солнце. (Т. Леонтьева)
  • Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работы. (М.Г.)

 

   Реже уточняющими бывают обстоятельства ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ. 

Например.

  • Во время сильных дождей она (речка) разливается по-весеннему, (как именно?) бурно и шумно, и тогда даёт себя знать. (Чех.)

 

   К уточняющим конструкциям относятся и приложения, присоединяемые к определяемому слову союзами: К речке можно пройти по небольшой тропинке, или дороге, как все её тут называют.

_____________________________________________________________________________________________

Обратите внимание!           
     Как уточняющие часто обособляются дополнения с предлогами КРОМЕ, ПОМИМО, ВМЕСТО, ИСКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ВКЛЮЧАЯ, НАРЯДУ С, СВЕРХ и др.
Например.

  • В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (Пауст.)
  • За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо. 
  • Мы, помимо учёбы в школе, много занимаемся спортом, ходим в художественную студию и хор.

_____________________________________________________________________________________________

5. Практические задания

Задание 1. Объясните постановку запятых. 
1. Они пили кофей в беседке на  берегу широкого озера, усеянного островами.
2. Старушка, поглядывающая на него из-за перегородки, не могла знать, заснул он или только задумался.
3. Глубоко оскорблённая, она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь.
4. Неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.
5. И то ли он состроил гримасу, ослеплённый заходящим солнцем, то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…
6. Дети, любопытные и вездесущие, сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.
7. Мрачным и удивлённым взглядом встретил его отец.
8. Он открыл тетрадь и начертил два отрезка, параллельных друг другу.
9. Княжна меня решительно ненавидит, мне уже пересказывали две-три эпиграммы на мой счёт, довольно колкие, но вместе очень лестные (Лермонтов).
10. Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжать своё восхождение.
11. Измученные длительным переходом, туристы всё же продолжили путь.
12. Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой.

Задание  2. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты.

1. В глубине были видны не успевшие ещё дотянуться до поверхности воды круглые листки кувшинок.

2.Она  надменно смотрела из-под полуопущенных век на  восхищённых зрителей.

3.Он взглянул на землю пробитой к шалашу и не заросшей травой тропинки.

4. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина.

5. За её спиной в плетёной сумочке висели баранки посыпанные маком.

6. Мы подошли к дому окружённые взволнованными лающими собаками.

7. Мы жалели буров дравшихся за свою независимость и ненавидели англичан.

8. Святославская улица застроенная скучными доходными домами из жёлтого киевского кирпича с такими же кирпичными тротуарами упиралась в огромный пустырь изрезанный оврагами.

9. Чучело гориллы окруженное листвой из крашеных стружек уносило в лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами.

10. Утомлённые долгим переходом туристы молчали.

11. Любишь каждую травинку поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое дерево над озером трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако плывущее по бледному и высокому небу.

12. Уставшая после тяжёлого дня она быстро уснула.

(Из К. Паустовского)

Задание 3. Перестройте предложения так, чтобы однородные определения стояли после существительного. Перед существительным поставьте относительное прилагательное. Запишите.

Образец. Был ясный, тёплый осенний день. – День был осенний, ясный и тёплый.

 

1. Ровная, прямая асфальтированная магистраль позволила машинам развивать большую скорость.

2. В сумерки экспедиция въехала в сырое, мрачное горное ущелье.

3. Пламя костра освещало безотрадную, мёртвую снежную равнину.

4. Поднимался резкий, холодный северный ветер.

5. Мы укрылись в большой, удобной брезентовой палатке.

Задание 4.  Расставьте пропущенные запятые.

1. В трубке зазвучал его голос хрипловатый и мужественный.

2. Начертите равносторонний треугольник со стороной равной пяти сантиметрам.

3. Шатаясь и задыхаясь, он наконец вышел на берег увидел лежавший на земле халат, поднял его и машинально растирался им, пока не согрелось окоченевшее тело.

4. Старший брат моего отца умерший в 1813 году, имея в виду устроить деревенскую больницу, отдал его мальчиком для обучения фельдшерскому искусству.

5. Зимний вечер 14 декабря густой тёмный морозный.

6. Одна из них чёрная крупная и облезлая была очень похожа на тех крыс, которых он видел на кораблях во время путешествий.

7. Предоставленные самим себе дети окажутся в трудном положении.

8. Одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые как снег панталоны он быстро шёл по дороге; под мышкой он нёс ящик завернутый в зелёное сукно.

9.  Богат, хорош… собою Ленский везде был принят как жених.

10. Небо полное грозою всё в зарницах трепетало.

11. Увлечённый фильмом Миша все-таки заметил, что сестра его чем-то огорчена.

12. Боец получивший тяжёлую рану всё равно не покинул боя.

13. Одежда ещё влажная после дождя холодила тело.

14. Учитель не пустил в класс опоздавшего на 10 минут ученика.

Задание 5. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

1. (Не)окрепшие в самоуправлении глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы. (С.- Щедр.)
2. Закованные в гранит волны моря подавле…ы громадными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о борта судов,  о берега, бьются и ропщут вспенё(н/нн)ые загрязнё(н/нн)ые разным хламом. (М. Г.)
3. По светлой з…ре вычерчивались чёрные верхушки берез тонкие как письмена. (Б. Пастернак)
4. Широкая, свободная аллея (в)даль влечёт. (Брюс.)
5. Солнце великолепное и яркое поднималось над морем. (М.Г.)
6. Только люди  способные сильно любить могут испытывать и сильные огорчения… (Л.Т.)
7. Бледный он лежал на полу. (Л.)
8. Они вступили в коридор узкий и темный. (Г.)
9. Ржавая осока всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Чех.)
10. Офицеры в новых сюртуках белых перчатках и блестящих эполетах щеголяли по улицам и бульвару. (Л. Т.)
11. Скоро появилась сама Одинцова с простом утре(н/нн)ем платье. (Тург.)
12. Вошёл человек лет шестидесяти беловолосый и смуглый в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. (Тург.)
13. Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.)
14. Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце на затылке сидела на диване. (Гонч.)
15. Говорила больше мать дама с седыми волосами. (Тург.)
16. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его (Л. Т.).
17. Полученный ответ рассматривается как согласие. (В. Ажаев)
18. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу. (Федин)
19. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять. (Герцен)

Задание 6. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

1. Так житель мира р…внодушный на лоне праздной тишины я славил лирою послушной пр…данья тёмной стари(н/нн)ы. (П.)
2. Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горнич…ная молодая женщина. (Чех.)
3. Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из к…ляски. (Л. Т.)
4. Сверстники Тургенева питомцы школы великого поэта вскормле(н/нн)ые его поэзией мы все сохранили в себе (на)всегда об…яние его гения. (Гонч.)
5. В зелё(н/нн)ом небе появились звёзды предвес…ницы мороза. (Купр.)
6. Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.)
7. Второй Чадаев мой Евгений, боясь  ревнивых осуждений, в своей одежды был педант… (П.)
8. Девочки в особенности Катенька с радостными восторже(н/нн)ыми лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи (Л.Т.)
9. Всякая птичка даже воробей пр…влекала моё внимание.
10. Языкознание или лингвистика наука о языке. 
11. Слёзы унижения они были едки. 
12. Вот оно об…яснение. 
13. Могучий Лев гроза лесов лишился силы. 
14. Рядом помещалась каморка хранилище каталогов. 
15. Бойко мой сержант маскирует мины. 
16. Сын (рыбака)помора Михаил Васильевич Ломоносов первые 19 лет своей жизни провёл на далёком Севере. 
17. Писала мать учительница из (не)большого волжского городка и сестра из Москвы.
18. Николушка пошёл по мя…кой похрустывающей хвое лесному ковру. 
19. В кухне воеводит повар Иван Иванович по прозвищу Медвеж…нок.

Задание 7.  Расставьте запятые при приложениях с союзом КАК.

1. Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому. (Гонч.)
2. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке... (Чех.)
3. Как старый артиллерист я презираю этот вид холодного оружия. (М. Шол.) 
4. Полученный ответ рассматривается как согласие. (Ажаев)
5. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.
6. Мой друг известен как лучший математик класса.
7.  Этот подарок мне дорог как память о туристической поездке.
8. Этот подарок как память о туристической поездке мне очень дорог.
9. Как человек замечательный он (Базаров) не встречал себе равных. (Д. Писарев)
10. Мне как моряку понятны эти убийстве(н/нн)ые взмывы волн этот лязг железной гр…мады дрожащей и стонущей в буйных об…ятьях стихи… (Нов.-Пр.)
11. Как новая и дорогая вещ… дома пальто висело не в передней, а в спальной, рядом с мамашиными платьями. (Чех.)

Задание 8. Укажите, при каких членах предложения стоит союз как. Спишите, поставив, где следует, запятые перед союзом как. Объясните пунктуацию.

I.

1. Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу. (Тург.)

2. Уже (н…)раз доходили до меня слухи о Яшке Турке как о лучшем певце в околотке. (Тург.)

3. Полесье сохранилось у меня в памяти как печальная но немного загадочная страна. (Пауст.)

4. Дуб как очень крепкое дерево применяется для изготовлени… п…ркета.

5. Наш сад как проходной двор. (Чех.)

6. Как страстный любитель охоты я целыми днями (н…)бывал дома. (С.-М.)

 

II.

1. Небо было синее как море. Море было синее как небо. (А. Кухтинов)

2. И шелест листьев был как бред. (Б. Паст.) 3. Луна на дереве висела, и дерево было как сеть. Она как рыба там блестела, ей было весело висеть. (Н. Глазков)

4. Был лес как сон и снег как сон под каждой колкой ёлкой. (М. Дудин)

5. Мгновенья длятся словно век, и век проходит как мгновенье. (Фет)

Задание 9. Cпишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните их расстановку.

I.

1.  Обогнув высокий мыс пароход вошёл в залив.

2. Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов.

3. На севере слабо мерцая подымались какие-то белесоватые облака.

4. Далеко (в) вышине вглядевшись молодой человек различил (не)ясные очертания облака. (В. Г. Короленко)

 

II.

1. Вода (не)хотя переливалась через перекат. (Крут.)

2. Я говорил а она шла молча. (Шол.)

3. Работал он не покладая рук. (М.Г.)

4. Пантелей Прокофьевич скр…пя сердце доверил Дарье быков. (Шол.)

5. Грузчики бросив работу рассыпались по гавани. (М.Г.)

6. Челкаш (не)отпуская руки сторожа продолжал разговаривать. (М.Г.)

Задание 10. Прочитайте. Найдите деепричастия и образованные от них наречия. Как они образованы? Спишите, расставляя знаки препинания.

1. Читать лёжа вредно. Лёжа на горячем песке мы слушали шум прибоя.

2. Я хорошо знал, где на полке лежит моя любимая книга, и мог взять её не глядя. Не глядя на доску трудно играть в шахматы.

3. На тренировках Борзов шутя пробегал стометровку за десять секунд. Весело шутя и посмеиваясь друг над другом мы незаметно дошли до лагеря.

Задание 11. Подберите к деепричастиям пояснительные слова и запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Он говорил улыбаясь.

2. Старик шёл прихрамывая.

3. Девушка сидела задумавшись.

4. Поезд идёт не останавливаясь.

Задание 12. Вставьте помещённые в скобках деепричастные обороты перед союзом и или после него, в зависимости от смысла глаголов-сказуемых. Спишите, расставляя знаки препинания.

1. Планёр круто взмыл вверх и стал плавно опускат…ся (описав большой круг).

2. Мальчишки смотрели на него и махали вверх (задрав голову).

3. Монтёр долго осматривал проводку и устранил (не)исправность  (отыскивая повреждение; обнаружив место разрыва).

Задание 13. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1. Все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и мятежно колыхаясь стоят низко в небе над гаванью.

2. Стоя под парами эти гиганты пароходы свистят шипят и глубоко вздыхают. 

3. Шагах в шести от Челкаша у тротуара, на мостовой, пр…слонясь спиной к тумбочке сидел молодой парень.

4. Челкаш оскалил зубы высунул язык и сделав страшную рожу уставился на него вытараще…ыми глазами.

5. Парень сначала (не)доумевая смигнул, но потом вдруг расхохотался и крикнул сквозь смех Ах, чудак! – и почти не вставая с земли неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою котомку по пыли.

6. Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и робко моргая тоже вск…чил с земли.

7. Пришёл Челкаш, и они стали пить и есть разговаривая.

8. Облака ползли медленно то сливаясь то обгоняя друг друга мешали свои цвета и формы погл…щая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величестве…ые и угрюмые.

9. На минуту лодка вздрогнула и остановилась. Весла остались в воде вспенивая её и Гаврила беспокойно завозился на скамье.

10. Челкаш пр…встал с кормы (не)выпуская весла из рук и воткнув свои холодные глаза в лицо Гаврилы.

11. Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде (как)бы (не)доумевая.

12. Гаврила молча грёб и тяжело дыша искоса глядел туда, где всё ещё поднимался и опускался этот огне…ый меч.

13. Море проснулось. Оно играло маленькими волнами рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.

14. Пена тая шипела и вздыхала, и всё кругом было заполне…о музыкальным шумом и плеском.

15. Отраже…ые играющим морем эти звездочки прыгали по волнам то исчезая то вновь блестя.

16. Он шёл (не)торопясь.

17. Дорогу тянет к морю, она извиваясь подползает ближе к песча…ой полоске куда взбегают волны.

18. Батареи медным строем скачут и гремят, и дымясь как перед боем фитили г…рят.

19. Корабль наконец пошёл развив ход и догнав эскадру занял свое место в строю.

20. Из города уже выступало (не)приятельское войско выгремливая в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруже…ые (не)сметными слугами.

Задание 14. К данным деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран тот или иной вариант.

1. Дойдя до реки, … а) усталость овл…дела нами б) мы устроили пр…вал.

2. Плывя в лодке, … а) множество птиц в…днелось по берегам рек(и/е) б) путешественники видели по берегам множество птиц.

3. Заметив со всех сторон лодки и людей, … а) стадо диких коз бросилось (в)рассыпную б) стадо диких коз охватил ужас.

4. Соб…раясь в поход, …а) ребята тщательно продумывали все детали путешествия б) на ра(с/сс)вете был назначен сбор.

5. Под…езжая к станци…, а) па(сс/с)ажиры забеспокоились и стали соб…рать вещи б) в вагоне стало шумно.

6. Наб…рая скорость,… а) поезд быстро пр…ближался к горному перевалу б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

Задание 15. Прочитайте, укажите сравнительные обороты. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сравнительные обороты подчеркните.

1. Как стройный тополь носился он (всадник) на буланом коне своём. (Г.)

2. В луга, вперёд и в стороны словно щупальца побрели дозорные. (А.Н.Т.)

3. Дорога гладка как водяная поверхность. (Фед.)

4. Двор как плац мощённый булыжником. (Пан.)

5. На повороте в лицо студента вдруг пахнуло словно из глубокого погреба сырым холодком… Ноги ступали неслышно и мягко как по ковру. (Купр.)

6. Косой дождь гонимый сильным ветром лил как из ведра. (Л.Т.)

7. И скоро звонкой мостовой покроется спасённый город как(будто) кованой бронёй. (П.)

8. Очи светятся словно две свечки. (П.)

9. …Пропало всё что звук пустой и меркнет милой Тани младость. (П.)

10. Такие поэты как Лермонтов бывают строже к самим себе нежели самые строгие и взыскательные их критики. (Бел.)

11. Как добрый человек он (Левин) больше любил чем не любил людей. (Л.Т.)

12. Пишу как читатель имеющий определённый вкус. (Чех.)

13. Таруса вошла в историю нашего искусства как место плодотворного вдохновения. (Пауст.)

14. Глинистый скат напротив уже розово-красный как свежая медь. (Шм.)

15. В темноте в глубине сада сказочная картина: точно в уголке ада пылает около шалаша багровое пламя окружённое смрадом. (Бун.)

Задание 16. Прочитайте, укажите обособленные уточняющие члены предложения. Какие это члены предложения?

1. Внизу, под глинистым обрывом, поблёскивало Азовское море. (Пауст.)

2. По утрам, до ухода в питомник, Тихон Петрович работал у себя в саду. (Пауст.)

3. Грузовик подобрал нас через три часа, то есть к вечеру. (Сол.)

4. Иногда в общей массе железного лома попадались  какие-нибудь редкостные вещицы, например замок с фокусом и таинственным механизмом. (Усп.)

5. Земля окружена воздушной оболочкой, или атмосферой.

6. Осьминоги, или спруты, - это морские моллюски.

7. На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарём. (Пауст.)

Задание 17. Составьте и запишите предложения, используя данные слова в качестве уточняющих обстоятельств.

1) Во время каникул; 2) у самой воды; 3) на арене цирка; 4) после родительского собрания.

Задание 18. Составьте и запишите предложения, используя данные сочетания в качестве уточняющих приложений и обстоятельств.

1. То есть наука о растениях.

2. То есть описание собственной жизни.

3. Например кислород.

4. Даже в сильные морозы.

5. Даже больные.

6. Особенно стихотворения Пушкина.

7. Особенно на берегу Черного моря.

8. Или гиппопотам. 

Задание 19. Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите уточняющие обстоятельства.

1. В одно из воскресений в конце июля я пришёл к Волчаниновым утром часов в девять. (Чех.)

2. Жил он очень далеко не в городе а за городом в голубой хатке среди оврагов предместья. (Бун.)

3. Открывая окно увидал я сирень. Это было весной в улетающий день. (А.Б.)

4. Вокзал оставался в стороне вправо. (Н.О.)

5. Далеко на том берегу горело (в)рассыпную несколько ярко-красных огней. (Чех.)

6. Она сидела в первом ряду кресел рядом со своим папашей не отрывая глаз от сцены. (Чех.)

7. Внизу у нагроможденных кучей камней плещется море. (Н.О.)

8. Собор стоял выше города на площадке окаймленной лесом. (Зайц.)

9. Далеко вверх в горы забирались игрушечные белые домики городских окраин. (Н.О.)

10. На этом-то пруду в заводях и затишьях между тростниками выводилось бесчисленное множество уток. (Тург.)

11. Было холодно и сыро особенно в (не)высохшем платье. (Л.Т.)

12. Обедали на свежем воздухе в тени дубов за врытым в землю деревянным столиком. (Зайц.)

Задание 16 в формате ЕГЭ

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на место которых должны стоять запятые. 
Получив блестящее образование(1) сын должен был избрать путь(2) во всех деталях повторяющий дорогу(3) пройденную его отцом(4) и приведшую его к успеху.

Ответ:_________________________________________

 

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на место которых должны стоять запятые. 
Таинственность(1) окружавшая особняк(2) служила ему более надёжной защитой(3) чем высокая каменная ограда.

Ответ:________________________________

 

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на место которых должны стоять запятые. 
Уже успевшая переодеться(1) юная артистка(2) осторожно присев на краешек парты(3) отдыхала и приходила в себя(4) после невероятного успеха. 

Ответ:_______________________________

 

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на место которых должны стоять запятые. 
Столкнувшись с социальной несправедливостью(1) Ч. Диккенс не утратил(2) присущее ему чувство юмора(3) продолжая интересоваться(4) всеми сторонами окружающей его действительности.

Ответ:________________________________

 

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на место которых должны стоять запятые. 
Одновременно с фейерверком(1) забили фантастические фонтаны(2) теряясь в темноте(3) нависших на зеленой лужайкой(4) деревьев. 
Ответ:_________________________________

 

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на место которых должны стоять запятые. 
Моряки сохранили(1) здесь на дрожащей(2) от взрывов земле(3) все свои привычки.
Ответ:________________________________

 

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на место которых должны стоять запятые. 
За исключение резервного экипажа(1) оставшегося в подлодке(2) вся команда приняла участие в операции(3) продолжавшейся более суток.
Ответ:______________________________

 

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на место которых должны стоять запятые. 
Охваченный охотничьим волнением(1) я побежал(2) держа ружьё(3)наперевес(4) сквозь густой кустарник. 
Ответ:______________________________

 

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на место которых должны стоять запятые. 
Из-за(1) чернеющего на горизонте(2) леса поднимался(3) как бы угрожая(4) природе(5) красноватый шар луны.
Ответ:_______________________________

 

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на место которых должны стоять запятые. 
В XIX веке неимущие дворяне(1) ограничившись скромным запасом знаний(2) полученных в каком-нибудь училище(3) стремились поступить на государственную службу(4) пополняя армию мелких чиновников.
Ответ:_______________________________

 

При подготовке заданий использовались материалы учебных пособий В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко; С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко; А.Ю. Бисерова, И.Б. Масловой.

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата недели

 

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя

 

Петроний

 

Просто интересно

Как языческий бог Чур деревянной чуркой стал

Кто из нас в детстве не играл в догонялки и не кричал громко «Чур меня»?! Наверняка каждый, но не каждый знает, что восклицание «Чур!» имеет очень древние корни. И хотя в наше время об этом мало кто знает, история возникновения этого выражения весьма интересна. Восклицание «Чур меня» первоначально было заклинанием против нечистой силы, запретом касаться чего-либо, производить какие-то действия.


При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2016 гг.
Яндекс.Метрика