итоговое сочинение

Каким может быть путь познания самого себя?

 

   На свете очень мало людей, которые бы не задавались вопросами «Кто я такой?», «Что во мне настоящее, а что наносное?» В основном это люди, либо вообще не задумывающиеся о смысле своего существования, либо люди, с юных лет знающие своё жизненное предназначение. Большинство же людей проходят долгий путь к познанию самих себя, и нередко этот путь очень тернист.
   Ярким примером такого сложного осмысления собственной сущности является%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%
   Достоевский писал это произведение в переломный для нашего общества момент, когда заговорили об изменении норм традиционной христианской морали. И писатель одним из первых показал опасность («бесовщину») подобных попыток. Роман «Преступление и наказание» - это предупреждение о том, как опасно отрицание непреходящих морально-нравственных норм.

   Родион Раскольников, бывший студент, снимает комнату, похожую на гроб, и в буквальном смысле слова перебивается с хлеба на воду. Но он мало обращает на это внимание, так как занят доказательством своей теории %D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%

Окружающая несправедливость привела молодого человека к мысли, что мир можно изменить только насилием. Человек, который хочет сделать благо для других, по мнению Раскольникова, не должен быть связан никакими нормами и запретами. Ему прощается даже самое тяжёлое преступление, если оно совершено во имя великой цели. Такими были царь Давид, Магомед, Наполеон. Все остальные люди – это расходный материал для истории. Задумав убийство старухи процентщицы, герой хочет проверить, к какому типу людей относится он. Но Раскольников решается на преступление не сразу: вложенные с детства понятия о добре и зле не дают герою переступить черту. Мы видим, как тягостны его раздумья (пророческий сон о лошади). Поступки же, совершаемые им, свидетельствуют о любви и неравнодушии к людям. Так, по ходу романа мы узнаем, что Раскольников помогал семье бедного друга, а в дальнейшем семье Мармеладова, мы видим, как он вступается за пьяную девочку, как любит мать и не хочет жертвы со стороны сестры Дуни.        
   И всё же преступление совершается. Во время убийства Алёны Ивановны Раскольникову приходится избавиться от случайного свидетеля – беременной сестры старухи, Лизаветы. Этим поступком герой как бы отрезает себя от своего прошлого. Именно поэтому он отворачивается от матери и сестры, не в силах их обнять, и прячет украденные деньги под камень, так как совесть не позволяет ему воспользоваться ими.
   В романе есть два двойника главного героя – Свидригайлов и Лужин. В этих образах Достоевский показывает два возможных развития пути, избранного Раскольниковым. Лужин – подлец по убеждению, для него выгода превыше всего, ради неё он, не задумываясь, совершит низкий поступок (история с подкинутой Соне кредиткой). Свидригайлов так же отрицает все морально-этические нормы, но не для того, чтобы, как Раскольников, делать добро другим. Он хочет утверждать свою волю, чувствовать себя свободным в совершении любых поступков, хочет ощущать себя богом (совращает малолетнюю девушку, в конце концов покончившую с собой, доводит до самоубийства своего дворового человека, преследует Дуню). Его самоубийство – это наглядная демонстрация того, что может ждать главного героя. Встреча с Лужиным и Свидригайловым лишь подтвердила мысли Раскольникова, что путь своеволия, отрицания, утверждения только личных интересов является тупиковым.
   После совершения преступления герой не находит себе места, он понимает, что не прошёл испытание. Он ещё не осознает до конца бесчеловечность своей теории, а лишь сожалеет, что оказался слабым, оказался «тварью дрожащей». Возрождение Раскольникова начинается с его знакомства с Соней Мармеладовой. Она воплощение христианского смирения, сострадания и милосердия. Для Достоевского путь эгоизма и своеволия – это духовная смерть. Преступление, совершённое Раскольниковым, – это убийство в первую очередь своей души. Недаром писатель сравнивает возвращение главного героя к новой жизни с воскресением из мёртвых. Очень символично, что в одной из сцен Соня читает Родиону эпизод о воскрешении Лазаря. 
   Постепенно Родион приходит к мысли, что его преступление – это страшный грех. Всё лучшее, что было в нём, в итоге берёт верх над эгоистическими идеями. 
   Окончательное прозрение приходит к Раскольникову лишь на каторге, где он видит сон о трихинах и понимает, насколько был неправ. Любовь к Соне открывает ему глаза на мир духовных христианских ценностей. В конце романа мы видим героя с Библией в руках, примирённого с людьми и самим собой.
   Таким образом, на примере главного героя «Преступления и наказания» мы показали, как сложен и противоречив может быть путь человека к самому себе, к открытию своего истинного «я».

 

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата недели

 

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя

 

Петроний

 

Просто интересно

Как языческий бог Чур деревянной чуркой стал

Кто из нас в детстве не играл в догонялки и не кричал громко «Чур меня»?! Наверняка каждый, но не каждый знает, что восклицание «Чур!» имеет очень древние корни. И хотя в наше время об этом мало кто знает, история возникновения этого выражения весьма интересна. Восклицание «Чур меня» первоначально было заклинанием против нечистой силы, запретом касаться чего-либо, производить какие-то действия.


При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2016 гг.
Яндекс.Метрика