Что такое добро?

⁠итоговое сочинение-рассуждение по теме: «Добро и зло»

 

   Так что же такое добро? Попробуем порассуждать на эту тему. Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой определяет добро как нечто положительное, полезное, противоположное злу. Но само по себе добро – понятие абстрактное. Рассуждая о взаимоотношениях в дикой природе, мы не говорим о том, что животные или насекомые добры или злы, так как, по мнению большинства людей, там всё определяется понятием «естественный отбор». Мы не думаем о том, что волк съедает зайца несправедливо, ведь зайчик такой милый и безобидный, все мы понимаем, что заяц всего лишь звено в пищевой цепи и дискутировать о добре и зле в данном случае как-то неуместно. Но всё меняется, когда речь заходит о человеческих отношениях. Добро и зло… Две эти морально-этические категории подобны двум полюсам, на которые люди делят буквально всё. С раннего детства родители учат детей, говоря им: «Это хорошо, а это плохо». У В. Маяковского на эту тему даже есть замечательное стихотворение 

%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%

На мой взгляд, не бывает исключительно плохих (злых) или хороших (добрых) людей. Когда-то А.П. Чехов дал очень точную характеристику своим героям – «плохой-хороший человек». Мне вслед за Чеховым хочется рассматривать людей именно с этой позиции. Ведь нередко даже очень хорошие люди способны совершать неприглядные поступки и наоборот. Говоря обобщённо, добро и зло – мерила человеческих поступков. А оценивать людей нужно, по-моему, именно по поступкам.

   Как я уже писал, добро – понятие абстрактное, но применительно к человеческим отношениям мы говорим о таких проявлениях добра, как милосердие, сострадание, сочувствие, отзывчивость, забота, взаимовыручка, жертвенность, любовь и ещё множество других. О людях любящих, сострадательных, отзывчивых, жертвующих мы однозначно говорим, что они в первую очередь добры. А истинная доброта, по моему мнению, обладает таким обязательным свойством, как бескорыстность. 

%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%

ставший случайным свидетелем трагедии семьи Мерцаловых, которая осталась без средств к существованию, а её глава в порыве отчаяния готов покончить жизнь самоубийством, великодушно помогает семейству. Профессор выписывает рецепт для больной дочери Мерцаловых и оставляет крупную сумму денег. На вопрос же о своём имени, заданный старшим Мерцаловым в надежде хотя бы помолиться о чудесном докторе, последний лишь восклицает: «Вот ещё пустяки выдумали!..» и буквально растворяется в темноте подвала, где живут главные герои.

   Ещё одной отличительной чертой доброты является то, что по-настоящему добрый человек никогда не будет сожалеть о совершённом благе. Именно таким образом поступает

%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%

Она идёт на поступок, который многим показался бы безнравственным: педагог играет на деньги со своим учеником. Именно так всё и воспринял директор школы, заставший Лидию Михайловну и мальчика за игрой в «пристенок». Никто не стал разбираться, что на эти действия учительницу толкнуло желание хоть как-то помочь мальчику, который живёт вдали от родных, а продукты, присылаемые ему из дома, потихоньку забирают хозяева квартиры, где мальчик «снимает угол». И главный герой просто вынужден играть с мальчишками на деньги, чтобы покупать молоко и тем самым спасаться от малокровия. А Лидия Михайловна, понявшая, что мальчик слишком горд и никогда не возьмёт денег или еду просто так, решается предложить ему игру на деньги. Молодого педагога увольняют… Но она не раскаивается в своём поступке, мы понимаем это в финале рассказе, где узнаём, что спустя некоторое время мальчик получает посылку, в которой рядами лежат макароны и три красных яблока.

   Но нередко в жизни бывает и так, что добро приходит к нам от того, кто, по нашему мнению, не способен на добрые (правильные) поступки. Именно такую ситуацию мы наблюдаем

%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%

где Воланд (Сатана) оказывается самой справедливой силой. Разлучённых Мастера и Маргариту он воссоединяет, а в конце произведения дарует им «покой», сожжённый роман восстанавливает, наказывает жадных, корыстных, глупых, бездарных. Недаром эпиграфом к первой главе романа М.А. Булгакова взята цитата из «Фауста» Гёте

%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%

Булгаков создавал свой роман в сложный для Советского Союза и лично для себя период: советская власть только устанавливалась и перегибы нередко случались. Писатель подолгу сидел без работы, его произведения отказывались публиковать, существование в коммунальной квартире, где Булгаков жил со своей третьей женой Еленой, прототипом Маргариты, было совсем не сладким. Поэтому неудивительно, что автор выводит Воланда самой справедливой силой, воздающей всем по заслугам, так как в реальной жизни он такой силы не находил.

   А иногда в жизни бывает и так, что добром оборачивается поступок, который поначалу кажется нам несправедливым, обидным, оскорбительным, одним словом, злым. Сходная ситуация сложилась и у героя 

%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%

Повествование ведётся от лица главного героя, который не решил задачу по математике, проиграв вместо этого в футбол, и, чтобы избежать наказания строгого математика Харлампия Диогеновича, решил воспользоваться случаем и привёл на урок врача, т.к. в это время в школе шла вакцинация и всем детям делали прививки. Мудрый учитель раскусил нерадивого ученика и в самом конце урока всё-таки вызвал подростка к доске, у которой тот с треском провалил выполнение задания. Харлампий Диогенович назвал поступок мальчика тринадцатым подвигом Геракла, но совершённым не из храбрости, а по трусости. Это сравнение вызвало в классе бурю смеха, а нашего героя научило твёрдому правилу: делать уроки и с нерешёнными задачами на футбол не «соваться». Как мы видим, это, казалось бы, обидное наказание – показать человека смешным – привело в итоге к благим последствиям. И сам рассказчик в конце произведения говорит, что метод Харлампия Диогеновича – тонко высмеивать негатив – ему хотелось бы возвысить, ведь именно так учитель закалял детские души и учил подростков относиться к самим себе с изрядной долей иронии.

   Подводя итоги, скажем ещё раз, что добро – важнейшая морально-этическая категория человеческого мироздания. Оно имеет множество проявлений, таких, как любовь, сострадание, забота или взаимопомощь. Но как бы добро ни проявлялось, оно всегда должно делаться «от души» и не ждать награды.

Тематические направления раскрыты на нашем сайте:

Тема «Война и мир» к 150-летию великой книги

Тема «Добро и зло»

⁠- в сочинении-рассуждении «Что такое добро»
- в сочинении-рассуждении ⁠«Что такое доброта»

Тема «Гордость и смирение»

⁠- в аргументах к сочинению «Проблема гордости и смирения»

Тема «Он и она»

⁠⁠- в аргументах к сочинению «Он и она»

 

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата


Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.

(М.Е. Салтыков-Щедрин)
 
При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2023 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.