итоговое сочинение

Человек и природа:

диссонанс или созвучие

 

   Что такое природа для человека? «Мастерская или храм?»  - как заметил Базаров, герой романа «Отцы и дети». Вопрос сложный и не имеющий однозначного решения. Но попытаемся на него ответить, используя опыт русской и зарубежной литературы.  
   Так, в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» представлена история взаимоотношений старого рыбака и его кормильца - моря.  Хемингуэй подчёркивает единение главного героя и природы.  Глаза его были голубые, как море, а руки мозолисты, тверды и в трещинах, как сама земля. Хотя он и зарабатывает себе на жизнь рыбной ловлей, делает он это с благодарностью и уважением. Поймав рыбу, он просит у неё прощения. «Если не умрёшь ты, умру я», - говорит он. После того, как старик всё-таки дотащил свою рыбу до берега и увидел, что от неё осталось после нападения акул, он плачет. Но плачет он не только потому, что ему жаль потерянных денег, которые ему очень нужны, но и потому, что ему жаль рыбу, такую красивую и сильную. И мы искренне верим его слезам! Именно такое благородное отношение к окружающему миру и есть самое естественное и правильное, потому что мы его неотъемлемая часть. Мы живы благодаря щедрости природы. Но не только за щедрость мы должны благодарить природу, но, в первую очередь, за то, что она будит в человеческих душах всё самое лучшее: любовь, веру, надежду, заботу, доброту, сострадание и многое другое. И даже самые «потерянные» и чёрствые души могут возродиться от прикосновения к красоте и мудрости природы. 
   Совершенно иной подход к окружающему миру был показан Валентином Распутиным в произведении «В ту же землю». Одной из сюжетных линий этого рассказа является история об изменении привычного уклада жизни людей в связи со строительством огромных промышленных комплексов. Но в первую очередь это история о полном неуважении к земле и отрыве от её истоков. Люди используют природные богатства, строят заводы, плотины и электростанции и даже не благодарят за это. А ведь любое вмешательство в мир природы требует ответственного подхода и ответной заботы. Это и строительство очистительных сооружений, и переработка отходов, и обязательное восстановление того, что было утрачено в ходе индустриальных преобразований. Иначе всё получится, как в рассказе Распутина:

%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%

Почему люди не понимают, что делая хуже земле, они и себя обрекают на смерть? Смерть не столько физическую, сколько духовную.  По мнению Распутина, люди, утрачивая связь с природой, с родной землей, перестав любоваться её красотой и гармонией, перестав получать эмоциональную поддержку от неё и перестав благодарить её за дары, оскудевают душой и черствеют. Именно это и произошло с главной героиней рассказа - Пашутой. Новая жизнь,

%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%

мир, в котором приходится выживать, а не жить, - всё это привело её к тому, что она тоже забывает о такой

%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%

А душа, лишенная красоты и чистоты, перестает чувствовать. Это хорошо понимала мать Пашуты, Аксинья Егоровна, которая ни за что не хотела уезжать из своей деревни, хотя силы уже не позволяли ей жить там одной. Распутин использует приём антитезы, когда показывает, как, живя в деревне, в тёплое время старушка почти и не заходила в дом, а, если не было работы, всё больше сидела на завалинке, любуясь солнышком. Всё это давало ей силы. Попав же к дочери в город - «ненавистную каменную тюрьму», она даже не выходила из квартиры.

   Пашуте, забитой жизнью в мрачном городе, где она задыхается от выбросов химзавода и где, поставленная в унизительные условия нового времени, вынуждена хоронить мать втихомолку, потому что нет денег на официальные похороны, смерть матери безразлична. Не потому что она не любила мать, а просто от усталости, от одиночества, от тоски и безвыходности. И здесь как бы в противовес писатель даёт картину, представившуюся главной героине, - картину похорон матери в деревне, где всё близко, снесли бы Аксинью Егоровну на кладбище, и обряд стал бы

%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%

И само небо приспустилось бы над матерью, и лес, и каждая травинка склонились бы в прощальном поклоне.  Природа, провожая человека в последний путь, скорбит о нём – о своем ребенке.
   Таким образом, В. Распутин всем ходом рассказа приводит нас к мысли о расчеловечивании людей, забывших о своих истоках, неблагодарных по отношению к окружающему миру, переставших осознавать себя частичкой целого и, в итоге, платящих за это страшную цену одиночества, болезней и безысходности.
   Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что единение человека с природой чрезвычайно важно. Мы неотъемлемая часть природы, а не её хозяева. Когда мы забываем об этом, она нам отвечает экологическими катастрофами, тысячами человеческих жертв и невосполнимыми утратами, важнейшей из которых является утрата человеком душевной чуткости, сопереживания и красоты.

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата недели

 

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя

 

Петроний

 

Просто интересно

Как языческий бог Чур деревянной чуркой стал

Кто из нас в детстве не играл в догонялки и не кричал громко «Чур меня»?! Наверняка каждый, но не каждый знает, что восклицание «Чур!» имеет очень древние корни. И хотя в наше время об этом мало кто знает, история возникновения этого выражения весьма интересна. Восклицание «Чур меня» первоначально было заклинанием против нечистой силы, запретом касаться чего-либо, производить какие-то действия.


При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2016 гг.
Яндекс.Метрика