⁠Выражение условных отношений в русском языке

урок русского языка как иностранного

 

Автор методической разработки: Парочкина Мария Михайловна
(к.фил.н., доцент кафедры «Русистика» МАДИ)

Цели урока

 
I. Повторение изученного материала (выражение времени в русском языке, деепричастный оборот).
II. Изучение нового материала (образование условных конструкций).
III. Закрепление изученного материала.

 

I. Повторение изученного материала

 
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
 
- Вы уже знаете, как выражается время в русском языке:
 
1) прошедшее время: суффикс -л;
2) настоящее время: окончания -ю, -ет, -ут, ют; -ит, -ат, -ят.
3) будущее время: буду, будет, будут + инфинитив
А также мы используем предлоги и союзы:
ЧЕРЕЗ, В, ЗА, ПОСЛЕ, ДО, ВО ВРЕМЯ + род. падеж;
ПЕРЕД + твор. падеж;
ПЕРЕД ТЕМ КАК, ПРЕЖДЕ ЧЕМ, ДО ТОГО КАК, КОГДА + предикативная основа
 
- Сейчас я хочу задать вам вопросы:
 
- Во сколько начался урок русского языка?
- С какого времени начинается перемена?
- За какое время вы обычно дома делаете уроки?
- Что вы делали вчера до того, как пошли в университет?
- О чём вы думали, когда шли в университет?
- Чем вы занимались перед тем, как началось занятие?
- Что вы делали вчера после обеда?
 
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ СТУДЕНТОВ на последний вопрос:
 
– После обеда в столовой я пошёл спать (записывается на доске).
 
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
 
- Замените это предложение предложением с деепричастным оборотом.
 
Пообедав в столовой, я пошёл спать (СВ + СВ) (записывается на доске).
- Что вы сейчас делаете?
 
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ СТУДЕНТОВ:
 
- Мы говорим по-русски, пишем и читаем (записывается на доске).
 
- Замените это предложение предложением с деепричастным оборотом.
 
Говоря по-русски, мы пишем и читаем. (НСВ + НСВ) (записываетсяна доске).
- Что вы будете делать после занятия?
 
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ СТУДЕНТОВ:
 
- После занятия я пойду домой.
 
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
 
- А сейчас, ребята, замените следующее предложение с деепричастным оборотом синонимами:
 
Не повторяя новые слова, мы быстро их забываем (записывается на доске).
 
- Какие здесь действия? Одновременные или последовательные?
(одновременные)
 
Замена:
1) Когда мы не повторяем новые слова, мы быстро их забываем.
2) Мы не повторяем новые слова и быстро их забываем.
(предложения записываются на доске)

 

 

II. Изучение нового материала

 
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
 
- Но! Иногда предложение с деепричастным оборотом можно заменить конструкцией ЕСЛИ... ТО...
 
Если мы не повторяем новые слова, то быстро их забываем. (записывается на доске)
- ЧТО это! Цель, причина или время?
- Это условие.
- Запишите в тетради новую тему: Выражение условных отношений в простом и сложном предложениях.
Сравните: (на доске)
 
 
Реальное условиеНереальное условие

ЕСЛИ… ТО…

 

Если мы поедем на экскурсию, то предупредим вас заранее.

ЕСЛИ бы … ТО бы + глагол прош. вр.

 

Если бы мы поехали на экскурсию, то то предупредили бы вас заранее.

 

 
 

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Если... ТО... / ЕСЛИ бы… ТО бы..

Если вы решите задачу успешно, то получите зачёт.

Если бы вы решили задачу успешно, то вы бы получили зачёт.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

При + предл. падеж

При успешном решении задачи вы получите зачёт.

При успешном решении задачи вы бы получили зачёт.

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

 

- Обратите внимание, что конструкция ПРИ + предл. падеж встречается только в специальной литературе и не является общеупотребительной.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

 

- Запишите ещё несколько предложений. Обратите внимание на время глаголов.

 

Если мне не помешают (буд. вр.), я закончу (буд.вр.) работу сегодня.

Если человек ничего не делает (наст. вр.), ему нечего бояться (инф.) ошибок.

Водой холодной обливайся (императив), если хочешь (наст. вр.) быть здоров.

Если продукты не положить (инф.) в холодильник, они быстро испортятся (буд.вр.).

 

III. Закрепление изученного материала

 

Упражнение 1.

Замените простые предложения с предлогом ПРИ сложными с союзом ЕСЛИ… (ТО).

 

Образец: При полном взаимопонимании они достигнут больших успехов. → Если они понимают друг другу, они достигнут больших успехов (записывается на доске).

 

1. При точном выполнении всех условий эксперимента он получит интересные результаты.

2. При совместном решении экологических проблем люди смогут найти выход из экологического кризиса.

3. При внимательном чтении вы можете найти в статье нужную информацию.

4. При серьёзном отношении к учёбе он станет отличником.

5. При помощи друзей ты сдашь этот экзамен.

 

Упражнение 2.

А. Скажите, что вы сделаете (будете делать), если...

 

- в воскресенье будет хорошая погода;

- ваш друг пригласит вас на день рождения;

- в субботу в клубе будет интернациональный вечер.

 

Б. Что вы сделали бы, если бы…

 

- через два дня у вас была контрольная работа;

- вы узнали о болезни вашего друга;

- вы узнали, что завтра ваш друг прилетит в Москву.

- во время экскурсии вы потерялись в незнакомом вам месте.

 

Упражнение 3.

Замените деепричастный оборот синонимическими конструкциями.

 

1. Обливаясь холодной водой, мы укрепляем своё здоровье.

2. Испортив жёсткий диск, мы должны переместить все данные на новый или запасной диск.

3. Нажав на правую клавишу мыши, мы попадаем в мини-панель управления.

4. Копируя файл, пользователь может создавать резервные копии.

 

(Студенты выполняют упражнения на доске и в тетрадях).

 

 
 

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата

 

Литература - это новости, которые не устаревают
 
(Эзра Паунд)

 

 
При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2019 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.