Глаголы движения

урок русского языка как иностранного

 

 

Задание 1. Закончите предложения по образцу.
 
Образец: Вот парк. Я иду … . – Я иду в парк.

1. Вот детский сад. Мальчик идет … .
2. Вот гараж. Шофер идёт … .
3. Вот магазин. Бабушка идёт … .
4. Вот университет. Студенты идут … .
5. Вот библиотека. Мы идём … .
6. Вот школа. Ученик идёт … .
7. Вот улица. Дети идут … .
8. Вот завод. Рабочие идут … .
9. Вот почта. Студенты идут … .
10. Вот стадион. Люди идут … .
11. Вот вокзал. Девушка идёт … .
12. Вот банк. Люди идут … .
 
Задание 2. Восстановите предложения, используя глаголы идти или ехать.
 
Идти:
1. Виктор и Сергей … в институт.
2. Мы … в кинотеатр, а Том … на стадион.
3. Вера … в кафе. Я тоже… в кафе.
4. Куда вы … ? – Я … в деканат.
5. Студенты … в библиотеку. 6. Ты … в буфет?
 
Ехать:
1. Куда … Антон? – Он … в аэропорт.
2. Мария … на почту.
3. Ахмед и Омар … на факультет.
4. Мы … в театр.
5. Виктор, куда ты …?
6. Мы … на стадион, а вы куда … ?
 
Задание 3. Прочитайте текст. Скажите, кто куда идёт, едет.
 
Сейчас утро. Все спешат на работу. Студенты тоже спешат в университет на занятия. Иностранные студенты идут на факультет.
 
А это Нина Ивановна. Она врач. Она едет на работу. Её муж тоже врач. Он хирург. Утром он тоже едет на работу.
 
А куда едет Жан? Он едет в аэропорт. Он очень спешит и едет на такси.
 
Задание 4. Напишите вместо точек глагол идти в нужной форме. Составьте аналогичные предложения.

1. – Марсель, куда ты …?
– В универмаг. А куда вы … ?
– Мы … в книжный магазин.

2. – Друзья, куда вы … ?
– Али и Рашида … в университет, а я на почту.

3. – Саид, ты не знаешь, Андре … в булочную?
– Нет, он… в аптеку, а в булочную … Марта.
 
Задание 5. Используйте глагол идти или ехать в прошедшем времени.

1. Скоро урок, поэтому студенты … в аудиторию. 2. Мы … на экскурсию на автобусе. 3. Мария… на метро. 4. Студенты … в столовую. 5. Они … на завод на троллейбусе. 6. Общежитие находится недалеко, поэтому я … пешком. 7. Фабрика далеко, поэтому мы … на фабрику на автобусе. 8. Мы … в деканат. 9. Магазин близко, мы … пешком.

Обозначение цели с помощью инфинитива и предложно-падежной формы.

Они идут в столовую обедать.
Зачем они идут в столовую?

 

Задание 6. Прочитайте предложения. Скажите, какие слова обозначают направление? Какие слова – цель? Поставьте к ним вопросы.
 
1. Мы идем в ресторан ужинать.
2. Семья едет на Чёрное море отдыхать.
3. Я иду в студенческую библиотеку заниматься.
4. Мать идёт на кухню готовить обед.
5. Андрей едет в спортклуб играть в шахматы.
6. Сестра едет на почту купить конверты и марки.
7. Друзья идут в читальный зал смотреть журналы.
 
Задание 7. Прочитайте диалоги. Составьте аналогичные.
 
1. – Как пройти на улицу Ленинградскую?
– Идите прямо, потом налево и до конца.
 
2. – Как проехать в центр?
 –А куда вам надо?
− Мне – на рынок.
− Можно на восьмом автобусе или на шестом троллейбусе, но лучше на маршрутке.
− А где выходить?
− На остановке "Центральный рынок".
 
3. – Как проехать на вокзал?
– Можно на восемнадцатом автобусе.
– А где выходить?
 
Задание 8. Прочитайте текст. Скажите, какие глаголы указывают на конкретное движение, а какие – на движение вообще. Передайте содержание текста: 1) от автора; 2) от лица юноши; 3) от лица старика.
 
Один юноша шёл в город и нёс на плече большой мешок. Навстречу ему на ослике ехал старик и вёз тяжёлый груз. Юноша спросил старика, далеко ли город.
− Иди, – ответил старик.
− Я и сам знаю, что должен идти, но я хочу, чтобы ты сказал, сколько времени надо идти.
− Иди, – повторил старик.
«Наверное, этот старик не знает, где город», – подумал юноша и пошёл дальше. Через несколько минут он услышал:
− Ты будешь в городе через два часа.
− Почему же ты не ответил на мой вопрос сразу? – спросил юноша.
− Я не ответил сразу, потому что не знал, как ты ходишь.
 
Задание 9. Поставьте вместо точек один из глаголов в скобках.
 
1. Я сегодня … в театр. – Я часто … в театр. (Идти – ходить).
2. Я … на работу пешком. – Сейчас я … в библиотеку. (Идти – ходить).
3. Мой друг любит … на машине. –
Вы каждый год … на юг? (Ехать - ездить).
4. Когда вы … в Китай? – Я … домой на самолёте. – Наш самолёт … быстро. (Лететь – летать).
5. Лодка … на тот берег? – Ты хорошо …? –Летом мы отдыхаем на юге, …, играем в футбол.  (Плыть – плавать).
 
Задание10. Поставьте вместо точек подходящий по смыслу глагол движения.
 
1. Мой друг сегодня … в Санкт-Петербург. Он часто … туда.
2. Я люблю … в реке. Я … хорошо.
3. Каждый день я … на работу в 8 часов утра, но сегодня я … в 9 часов.
4. Мой друг – спортсмен. Он хорошо … . Сейчас он … впереди.
5. Видите, в небе … самолёт. Современные самолёты … быстро.
 
Задание 11. Закончите диалоги.
 
− Лена, мы … в парк. Почему ты не хочешь … с нами?
− Потому что мне ещё трудно … . Недавно я сломала ногу. (Идти-ходить)

− Почему ты … так быстро? У нас есть время, можно не спешить.
− А я не люблю … медленно. (Идти-ходить).
 
− Все летят на конгресс на самолете. Это быстро и удобно. Почему ты … на поезде?
− Я плохо чувствую себя в самолёте и поэтому на них не люблю … . (Лететь-летать).
 
− Света, все поехали на реку на велосипедах. Почему ты … пешком? У тебя ведь есть велосипед.
− А мне недавно его купили, я ещё не научилась на нём… . (Ехать-ездить).
 
− Ей, Петя! Что ты стоишь на берегу? … сюда!
– Я не умею … . (Плыть-плавать).
 
Задание 12. Передайте ту же информацию, используя глаголы нести-носить, тащить – таскать.
 
Образец: Преподаватель идёт в класс. В руках у него тетради.
– Преподаватель идёт в класс и несёт тетради.
 
1. Студент идёт по коридору. В руках у него папка.
2. Пассажир идёт в самолёт. В руках у него большой чемодан.
3. Мария идёт на почту. В руках у неё письмо.
4. Девушка идёт по улице. В руках у неё цветы.
5. Студенты ходят в университет с книгами и тетрадями.
6. Грузчики ходят на рынке. На тележках у них громоздкие ящики и коробки.
 
Задание 13. Вставьте вместо точек глаголы нести-носить, везти-возить в нужной форме.
 
А:
1. Вот идёт почтальон. Он … нам газеты и письма. Он каждый день … почту в наш дом.
2. Мой друг идёт на урок. Он … учебник и тетради. Он всегда … на урок учебник и тетради.
3. Марта идёт в библиотеку. Она … журналы. Она каждую неделю … в библиотеку журналы.
4. Мать идёт в детский сад. Она … ребёнка. Она каждое утро … ребёнка в детский сад.
 
Б:
1. По улице едет автобус и … детей в школу. Автобус каждый день … детей в школу.
2. Отец … сына в детский сад. Он всегда … сына в детский сад.
3. Около университета стоит автобус. Он … студентов на экскурсию. Этот автобус … студентов на экскурсию каждое воскресенье.
4. Нина Павловна … дочь в парк. Она каждый вечер … дочь в парк.

Задание 14. Восстановите предложения. Выберите из скобок нужный глагол. Объясните свой выбор.
 
1. Каждый день мама (возит-водит) Катю в школу. Обычно они ходят пешком.
2. Вчера папа (водил-возил) Мишу в зоопарк на такси.
3. Ольга и Танюша идут по улице. Ольга (везёт-ведёт) сестру в садик.
4. Преподаватель (ведет-везёт) студентов на экскурсию в Воронеж.
5. Андрей часто (возит-водит) младшего брата на велосипеде.
6. На прошлой неделе Хоссам (возил-водил) друга в поликлинику, которая находится рядом с их общежитием.
7. Хоссам и Фабрис едут в троллейбусе. Они (везут-ведут) в общежитие бездомного котёнка.
 
Задание 15. Вставьте подходящий по смыслу глагол движения в нужной форме.
 
1. В прошлом году мы … в Санкт-Петербург на поезде. 2. Посмотри, какую большую сумку … эта девушка! 3. Каждый день дети … в школу. 4. На будущей неделе она … в Москву на самолете. 5. Куда ты сейчас … сына, в школу? 6. Летом я часто … в реке. 7. Обычно Макс … на работу на метро. 8. Куда вы сейчас … ? 9. Ты умеешь быстро … на велосипеде? 10. Папа часто … Танюшу в школу на машине.
 
Задание 16. Прочитайте текст. Постарайтесь понять новые слова без словаря.
 
   Мы живём в Москве. Мы живём в Москве немного времени, но мы уже неплохо знаем город. Мы ходили в картинную галерею и краеведческий музей, ездили в парк культуры и отдыха, были в школе. Вчера, например, мы ходили на экскурсию в центральную библиотеку. Это самая большая библиотека в России. Позавчера мы ходили в филармонию. Там был очень интересный концерт. Мы не всё понимали, но внимательно смотрели, как работают артисты, и это было очень интересно! На сцене был хороший, весёлый конферансье. Потом дома мы писали рассказ, как мы ходили на концерт и что мы видели там.
   А в следующую субботу мы пойдём в кинотеатр «Родина». В кинотеатре мы будем смотреть документальный фильм «Город Москва». Это очень хорошо, потому что нужно знать страну, где мы учимся и сейчас живём. А еще мы хотим пойти в театр.

 
Задания к тексту:
А. Составьте вопросы к тексту.
Б. Расскажите, куда ходили и ездили студенты.
В. Скажите, где вы были в Москве; куда вы ещё хотите поехать или пойти.
 
Задание 17. Вставьте нужный глагол движения: идти-ходить, ехать-ездить, пойти-поехать.
 
Вчера Али и Абед … в исторический музей. У них было время, они решили … туда пешком. Они … и разговаривали. Вдруг начался дождь.  Друзья быстрее … на остановку автобуса. Скоро они сели в автобус и … .
Али и Абед … в автобусе и смотрели в окно. На конечной остановке автобус остановился. Музей был рядом.
Молодые люди … в музей. В музее было очень интересно. Али и Ахмед долго …  смотрели картины. После музея они … домой. В субботу они … в театр.
 
Задание 18. Поставьте вместо точек подходящий по значению глагол движения в нужной форме, используя слова для справок.
 
1. Отец моего друга был лётчиком. Он часто … в Лондон и другие города Европы. 2. В воскресенье дети весь день … на стадионе. 3. Каждое утро я … своего сына в детский сад. 4. Раньше Николай Петрович … в Иркутск летом, а в этом году он … зимой. 5. Наш преподаватель физики всегда … на урок различные приборы, схемы, таблицы. 6. Когда я … сына в музыкальную школу, я встретила свою школьную подругу, которая недавно … в Москву. 7. Я … в общежитие, чтобы увидеть Марию, но Саид сказал, что она … на концерт. 8. Виктора нет дома, он … книги в библиотеку.
 
(Слова для справок: приходить, бегать, вести, приезжать, ездить, понести, приносить, ехать, летать, пойти, приехать, водить, поехать).  
 
Задание 19. Прочитайте диалоги. Обратите внимание на употребление приставок ПРИ- и У- и предлогов. Составьте аналогичные диалоги.
 
Образец 1:
– Наташу можно?
– Её нет дома. Она ушла в университет.
– Вы не знаете, когда она будет?
– Она придёт часов в пять.
– Спасибо.
 
Образец 2:
– Ты не знаешь, когда Максим приедет из Петербурга?
– Он уехал в Петербург? А я и не знал.
 
Задание 20. Измените предложения, заменяя глагол с приставкой ПРИ- глаголом с приставкой У-.
 
1. Эти студенты приехали в город в прошлом году.
2. Рабочие приходят на завод в 8 часов.
3. Мы пришли в деканат днём.
4. Мой брат приедет на Родину в июле.
5. Наши друзья приедут в гости на следующей неделе.
6. Моя сестра приходит в университет всегда поздно.
 
Задание 21. Дополните предложения.
 
1. Преподаватель … (войти-выйти, аудитория) и сказал: «Здравствуйте!»
2. Преподаватель сказал: «До свиданья!» и … (войти-выйти, аудитория).
3. Он услышал: «Войдите!» и … (войти-выйти, комната).
4. Он поднялся, открыл дверь и … (войти-выйти, комната, коридор).
5. Студент открыл дверь и спросил: «Можно … (войти-выйти)?»
6. Студент кончил писать самостоятельную работу и спросил: «Можно … (войти-выйти)?»
 
Задание 22. Возразите собеседнику.
 
Образец: Анна подошла к окну. – Нет, Анна уже отошла от окна.
 
1. Виктор подошёл к доске.
2. Студент подошёл к двери.
3. Туристы подошли к деревне.
4. Дети подошли к остановке.
5. Мы подошли к музею.
6. Машина подъехала к складу.
7. Автобус подъехал к лесу.
 
Задание 23. Напишите антонимичные предложения.
 
Образец: Студенты приехали в спортивный лагерь.
– Студенты уехали из спортивного лагеря.
 
1. Делегация приехала в Москву.
2. Машина подъехала к дому.
3. Мы подошли к магазину.
4. Дети подбежали к автобусу.
5. Дети прибежали в школу.
6. Птицы прилетели с юга.
7. Они подлетели к нашему окну.
8. Лодка подплыла близко к берегу.
9. Туристы приедут завтра.
10. Поезд подходит к платформе № 2.
11. Подойдите ко мне поближе.
 
Задание 24. Вставьте вместо точек глагол нужного вида.
 
1. К его отцу часто … люди. Однажды к отцу … мальчик и попросил книгу. (Приходить – прийти).
2. К этому большому зданию … машины. К остановке … троллейбус. (Подъезжать - подъехать).
3. К Андрею пришёл товарищ и … новый приносить альбом. К нему часто приходили друзья и … (Приносить – принести).
4. Вера … к киоску и сказала: «Дайте мне, пожалуйста, газету «Моя семья». Каждое утро она … к киоску и покупает газеты. (Подходить – подойти).
 
Задание 25.  Прочитайте текст. Составьте аналогичный.
 
А. В субботу мы ходили на концерт в консерваторию. Туда мы ехали на метро и троллейбусе. До станции метро «Университет» я дошёл пешком, потом доехал на метро до центра, вышел из метро, сел на 8-й троллейбус и за несколько минут доехал до консерватории. Когда я подошёл к зданию, друзья уже ждали меня.
Б. Спросите у друга, за сколько времени он может дойти (доехать) до университета, до рынка, до центрального универмага, до почты.
 
Задание 26. Употребите приставки ДО- или ПРИ-.
 
1. Ко мне … ехали друзья. Они … ехали до общежития на такси.
2. Я …шёл до дома моего друга пешком. Друг был рад, что я … шёл к нему.
3. Мы … ехали до вокзала за 25 минут. Мы … ехали на вокзал вовремя.
 

Обратите внимание! Употребление приставки ПЕРЕ-

 
1. Мы перешли (что?) улицу.
2. Мы перешли (через что?) через дорогу.
3. Мы переплыли (куда?) на другую сторону реки.
4. Мы переехали (откуда? – куда?) из Петербурга в Москву.
 
Задание 27. Ответьте на вопросы.
 
1. Вы стоите на улице (площади, проспекте, бульваре). Театр, куда вы спешите, находится на другой стороне. Что вы сделаете?
2. Вы жили на этой улице (в этом доме, в этой квартире), а теперь вы живёте на другой улице (в другом доме, в другой квартире). Что вы сделали?
3. Вы уже сидите на этом берегу реки, а 10 минут назад вы были на том берегу реки. Что вы сделали?
 
Задание 28. Восстановите текст. Вставьте нужные предлоги пространственного значения.
 
В пятницу Сахр и Борис договорились вместе пойти … музей. Сахр вышел … общежития в 11 часов утра. По дороге он зашёл … Борису, который жил недалеко от общежития. Друзья решили доехать … музея на автобусе. Они проехали четыре остановки и вышли … автобуса. Друзья перешли … дорогу и подошли … музею. Они вошли … музей и пошли осматривать его залы. Музей им очень понравился.

 

Употребление приставки ПРО-.

 
1. Пройти мимо чего? (кого?) что? (какое расстояние?)
2. Проехать сквозь, через что? куда?
3. Он не заметил меня и прошёл мимо.
4. Мы прошли через лес и вышли на дорогу.
5. Мы прошли всю улицу и вышли на берег реки Яуза.
6.  За час он прошёл 6 километров.
7. Проходите, пожалуйста, вперёд.
 
Задание 29. Прочитайте диалоги. Укажите значение приставки ПРО-. составьте аналогичные диалоги.
 
В гостях
Наш друг переехал на новую квартиру. Он пригласил нас к себе и сказал, что будет ждать нас в 6 часов вечера.
– Где вы были? Я уже начал волноваться.
– Мы долго искали твой дом. Было темно, и мы прошли твой дом.
– Хорошо, что нашли меня. Раздевайтесь. Проходите, пожалуйста.

В автобусе
– Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка «МАДИ».
– Ой! Нам надо было выходить! Мы проехали свою остановку.
–  Ничего страшного. Выйдем на следующей и пройдём одну остановку назад.

 
Задание 30. Решите задачу. Составьте аналогичную и попросите друга решить её.
 
Туристы вышли из города в 8 часов и пришли в деревню в 12 часов. Они проходили 5 километров за час. Сколько километров прошли туристы? За сколько часов они прошли этот путь?

 

Употребление приставки ЗА-

 
ЗАЙТИ / ЗАЕХАТЬ куда? к кому? за кем? за что?
 
1. Студент шёл из университета в общежитие и зашёл по дороге в аптеку.
2. Мы зашли к вам на минутку. У меня не было хлеба, и я зашла к соседке за хлебом.
3. Я зашла за подругой, и мы вместе пошли на выставку.
4.  Машина заехала за дом.
 
Задание 31. Ответьте на вопросы.
 
1. Куда зашла (обычно заходит, зайдёт) ваша сестра, когда шла (ходит, пойдёт) на работу? (Книжный магазин, дом завод).
2. Олег шёл по проспекту в парк. Куда он зашёл по дороге? (дом, где живёт его друг; кафе, почта, мастерская «Ремонт часов»).
3. Куда вы обычно заходите по дороге с занятий?
 
Задание 32. Прочитайте диалог. Составьте аналогичные диалоги.
 
– Почему вы так поздно пришли? Мы уже начали волноваться.
– А мы зашли по дороге в магазин за тортом.
(Слова для справок: магазин – продукты; рынок – подарок; кинотеатр – билеты).
 
Задание 33. Прочитайте текст. Употребите нужную приставку с глаголами движения. Перескажите текст.
 
   В пятницу у Нади занятия кончились рано, и она … за Светой и Ларисой, чтобы вместе с ними … погулять в городской парк. Пока подруги пили чай у Ларисы, кто-то постучал в дверь. Это был Слава. Он сказал, что из Петербурга … его знакомый и … ему посылку от сестры. В посылке были новые диски и много сладостей. Он пригласил девушек … к нему после прогулки послушать музыку. Слава сказал, что его друг Сергей тоже … к нему. Девушки вернулись с прогулки и … к Славе. Сергей уже был у него. Друзья слушали музыку, пили чай с конфетами и много шутили.
 

Употребление приставки ОБ- (ОБО-)

 
Туристы обошли вокруг памятника = Туристы обошли памятник.
Мы объехали здание.
Мы обошли все магазины.
 
Задание 34. Составьте аналогичные предложения.
 
1. – Куда ты идёшь? Там яма. Обойди её. (лужа, сугроб, грязь).
2. – Я объехала все магазины, но так и не купила зимнее пальто.
– Ты, наверное, обошла не весь магазин. Зимнее пальто надо смотреть в ГУМе на втором этаже. (книжный магазин – книга).
3.– Какое красивое здание! Давай обойдём его. (памятник, храм, библиотека).
 
Задание 35. Поставьте вместо точек нужный глагол движения. Напишите текст, расскажите его.
 
   Летом я отдыхал в деревне. Однажды я решил … в гости к своему другу, который жил в соседней деревне. В тот день я встал рано утром, позавтракал и … из дома. Я … недалеко от дома и вдруг вспомнил, что забыл дома книгу, которую просил у меня друг. Я вернулся, взял книгу и снова … по дороге. Недалеко от моего дома был магазин.   Я … в магазин и купил минеральной воды. Сначала я … быстро. Когда я устал, я … медленнее.  Я … всё время прямо. Когда я … к реке, то увидел мост. Потом я … по мосту и так … через реку. Впереди лежало озеро. Я … озеро и … в лес. Я … лес, … из леса и увидел деревню. Скоро я … до места. Я … к дому, постучал в дверь и услышал знакомый голос: «Войдите!». Я … в дом. «Как хорошо, что ты …», – сказал мой друг.
 
Задание 36. Прочитайте и перескажите сказку Шарля Перро «Красная шапочка», используя глаголы движения в правильной форме.
 
Запомните следующие слова:
пирожок;
лесоруб(-ы);
невредимый.
 
Красная шапочка
 
   В одной деревне жила-была маленькая девочка. Её звали Красная шапочка. Звали её так потому, что на голове у неё всегда была маленькая красная шапочка. Однажды мама сказала девочке: «Иди к бабушке, __________ ей пирожок и кусочек масла». Взяла девочка пирожок и кусочек масла и __________ к бабушке, которая жила в соседней деревне. Дорога проходила через лес. В лесу было много цветов. Девочка __________ по лесу и собирала цветы. Вдруг навстречу ей __________ серый волк. «Куда ты идёшь, Красная шапочка?» –  спросил он девочку. «Я ___________ к своей бабушке и __________ ей пирожок и кусочек масла», –  ответила она. «Я тоже хочу __________ к твоей бабушке. Ты ___________ по этой дороге, а я пойду по другой». Сказал волк и ___________ по короткой дороге, а девочка __________ по длинной дороге. Волк первый __________ в деревню, где жила бабушка, ___________ в её дом и съел бедную старушку. А потом к домику ___________ Красная шапочка. Она __________ в домик, и волк съел её.
   Но в это время по деревне __________ лесорубы. Они услышали шум и __________ в домик. Лесорубы убили волка, и __________ бабушку и Красную шапочку, целых и невредимых.
 
(Слова для справок: отнести, пойти, побежать, вбежать, понести, бежать, бегать, нести, зайти, подойти, войти, вытащить, прибежать).
 
Задание 37. Прочитайте и перескажите русскую народную сказку «Гуси-лебеди», используя глаголы движения в правильной форме.
 
Запомните следующие слова:
ярмарка;
хватать – схватить КОГО-ЧТО;
прятать – спрятать КОГО-ЧТО.
 
Гуси-лебеди
 
   Жили-были в одной деревне бабушка с дедушкой. У них была внучка Машенька и внук Иванушка. Однажды дедушка сказал девочке: «Мы _________ на ярмарку, а ты будь дома, поиграй с Иванушкой!» Дедушка с бабушкой ________, а девочка ________ играть с подругами. Маленький Иванушка _________ из дома и начал искать сестру. В это время _________ гуси-лебеди, схватили мальчика и _________ его далеко. А девочка ________ домой, видит – нет брата. Тогда _________ она искать Иванушку, _________ в лес и видит: стоит избушка, в ней Баба-Яга, а рядом – Иванушка. Девочка _________ в избушку, а Баба-Яга спрашивает: «Зачем ты _________ ко мне?» «Я долго ходила по лесу и _________ к тебе немного отдохнуть», –  ответили девочка. «Ну отдыхай», – сказала Баба-Яга и __________. Тогда девочка схватила Иванушку и ________ домой. Но Баба-Яга послала за ними гусей-лебедей. Вот уже близко они, хотят схватить Иванушку. Но Машенька в это время _________ до молочной реки, и река спрятала их. Гуси-лебеди не увидели детей и __________ мимо. А девочка _________ дальше. Увидели её гуси-лебеди, __________ к ней близко-близко, хотят взять Иванушку. Но девочка _________ к яблоне, и яблоня спрятала их. Полетали-полетали гуси-лебеди, ничего не нашли и _________ обратно. А девочка __________ домой. А тут и бабушка с дедушкой _________ и подарки им _________ .
 
(Слова для справок: пойти, уйти, выйти, унести, прилететь, побежать, подлететь, прийти, зайти, войти, принести, добежать, пролететь, подбежать, улететь, прибежать).
 
Задание 38. Прочитайте шуточный рассказ «Как я изучал русский язык» и назовите инфинитивы глаголов движения, использованных в нём. Объясните значение приставок в глаголах движения.
 
   Когда я приехал в Москву, я не знал ни одного русского слова. Но я хорошо понял человека, который подошел ко мне в аэропорту и сказал: «Паспор-р-рт».
   И я подумал, что русский язык похож на английский, нужно только очень сильно произносить звук «р». Я решил изучать этот язык. Первым делом я пошёл в магазин и купил учебник русского языка. Я прочитал и выучил всё, что там было написано. Я прошёл через лес русской грамматики, запомнил её многочисленные правила и ещё более многочисленные исключения. Потом я ходил по городу и спрашивал всех, где находится … , как пройти … , и как доехать до … , и люди хорошо понимали меня. И я думал, что неплохо знаю русский язык, как вдруг встретил фразу: «Пётр вышел из дома и пошёл налево, дошёл до площади, перешёл через неё, зашёл в магазин, вышел из него, пошёл прямо, обошёл площадь, подошёл к театру, но не вошёл в него, отошёл от театра, прошёл парк, а потом пошёл дождь, и они пошли дальше вместе …». Когда я прочитал эту фразу, я понял, что никогда не смогу хорошо говорить по-русски!
 
Задание 39. Прочитайте сказку. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу глаголы движения в нужной форме. Объясните их употребление. Перескажите сказку.
 
Журавль и цапля
 
   Журавль и Цапля построили себе дома на разных концах болота. Журавлю стало скучно жить одному, и решил он жениться на Цапле. … Журавль к Цапле и говорит:
   – Выходи за меня замуж.
   – Нет, Журавль, – отвечает ему Цапля. Ноги у тебя длинные, а платье короткое! Бедно живёшь! …!
   … Журавль, а Цапля стала думать: «Скучно жить одной, лучше выйду замуж за Журавля».
   … она к Журавлю. … и говорит:
   – Журавль, я передумала, женись на мне.
   – Нет, Цапля, не хочу на тебе жениться. …!
   Заплакала Цапля от стыда и … домой. А Журавль остался один и подумал: «Напрасно я не женился на Цапле, скучно жить одному. Пойду к ней, скажу, что передумал, и женюсь на ней».
   … он к Цапле и говорит:
   – Цапля, я передумал, решил жениться на тебе. Выходи за меня замуж!
   – Нет, не выйду за тебя замуж!
   … Журавль домой, а Цапля стала думать: «Зачем я не согласилась! Одной жить невесело, лучше выйду замуж за Журавля».
   … она к Журавлю, а он опять не хочет на ней жениться. Так и … они друг к другу и не женятся.
 
Задание 40. Прочитайте сказку. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу глаголы движения в нужной форме. Объясните их употребление. Перескажите сказку.
 
Сказка про лунный свет
 
   Жил доктор. Он был очень старый и носил очки, потому что плохо видел.
   У доктора жил котёнок. Он был совсем маленький и весь чёрный. Доктор целый день лечил детей, а котёнок целый день играл.
   Однажды вечером доктор сидел за столом и читал газету. А на столе стояла лампа. Котёнок лежал на полу и ловил свой хвост. Вдруг в окно … ветер, потому что доктор любил свежий воздух и окно было открыто. Газета зашевелилась и зашуршала. Котёнок прыгнул на стол и бросился на газету, потому что подумал, что это мышка. По дороге он уронил лампу. Лампа упала со стола и разбилась.
   – Что это? – спросил доктор, потому что стало темно.
   А котёнок увидел, что он сделал, и … из дома. … он … и прибежал к горе. Поднялся на гору, а на горе стояла Луна. Котёнок прыгнул на Луну. Очень долго он сидел на Луне, и ему стало грустно и захотелось вернуться домой к старому доктору.
   Но пока он сидел и грустил, Луна поднялась высоко в небо. И везде тёмная ночь, но на Луне было светло, потому что было много лунного света. И котёнок зажмурился, потому что захотел спать. Он спал долго и не заметил, как Луна … вокруг всей Земли. А потом котёнок проснулся, потому что Луна стукнулась о гору. Котёнок упал с Луны на гору и увидел, что это была та самая гора. Он спустился с горы и … домой. Дверь была открыта. В комнате за столом сидел доктор, но не читал, потому что не мог читать в темноте. Доктор увидел котёнка и сказал:
   – Что это? – потому что в комнате стало светло. А это светился котёнок.
   Доктор взял щётку и почистил котёнка, весь лунный свет упал на газету. Доктор собрал лунный свет в стакан и поставил стакан на стол и стал читать газету. А котёнок лёг на пол и начал ловить свой хвост.
 
Задание 41. Прочитайте текст. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу глаголы движения в нужной форме. Объясните их употребление. Перескажите текст от лица автора, от лица Старого Учителя, от лица судьи, от лица сына судьи.
 
Учитель и судья
 
   Жил в городе старый учитель. Его любили и уважали за то, что он был добрым, весёлым и остроумным человеком и старался помочь всем, кто попал в беду. Жители города … к нему за советом. Многие … в слезах, а … с улыбкой на лице. Старый учитель помогал людям и делом, и добрым словом.
   А вот городской судья не любил Старого Учителя: он боялся его остроумных шуток. Однажды Старый Учитель … к городскому судье по делу. Когда он … к дому судьи, то видел, что тот быстро … от окна. А когда Старый Учитель … к дому, у окна никого не было. Старый Учитель постучал. Из дома … сын судьи и спросил:
   – Что вам нужно?
   – Я хочу видеть судью. Могу я … в дом?
   – Судьи нет дома. Он … в суд.
   – … в суд? – сказал Старый Учитель. – Но я видел его голову в окне. Значит, судья … в суд без головы?
   –  Теперь я понимаю, почему люди говорят, что наш судья безголовый.
 
Задание 42. Прочитайте текст. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу глаголы движения в нужной форме. Объясните их употребление. Перескажите текст.
 
   Я никогда ничем не болел, и только в детстве мама … меня в поликлинику к зубному врачу. Но однажды у меня заболело горло. Я позвонил знакомому врачу, чтобы узнать, что делать, но врача не было дома. Мне сказали, что он на неделю … . Тогда я решил пойти в библиотеку, чтобы почитать медицинский справочник.
   Дорога в библиотеку … через парк. Я … из дома, … на другую сторону улицы и … к парку. Вот и вход. Я попытался …, но у входа в парк была огромная лужа: всё утро … дождь. Мне удалось обойти это препятствие. Я … на аллею и … по ней к выходу из парка. Я … всю аллею, … к выходу, … из парка на улицу. Напротив выхода, на другой стороне улицы, находилась библиотека. Я … улицу, … к зданию библиотеки, открыл дверь и … Я … в читальный зал, где на полках стояли словари и справочники, взял с полки медицинский справочник и сел читать. В читальном зале было мало читателей. Наверное, все уже … по домам, ведь было уже поздно. Я прочитал всё о болезнях горла, а потом – на всякий случай – решил почитать и о других болезнях. И (о ужас!) все эти болезни я находил у себя! Из библиотеки я … совсем больной. На другой день пришлось пойти к врачу. Врач осмотрел меня и дал рецепт. Вот что я прочитал: «Один салат, один бифштекс с картофелем. Одна бутылка пива (можно чай или кофе). Принимать три раза в день: утром, днём и вечером. Ежедневно – прогулка. Ложиться спать не позже двенадцати часов ночи. И ничего не читать о болезнях».
 

Тест


Задание. Выберите один правильный вариант ответа.

I.
1. Ты всегда ... на стадион по пятницам?
2. Ты сейчас ... на концерт?
3. Лена, привет! Куда ты ... ?
4. Не спеши, ты очень быстро ...
5. Разве в спортзал ты ... каждый день?
(А) идёшь
(Б) ходишь

II.
1. Ты сейчас ... на встречу с деканом нашего факультета?
2. Я уже ... в этот музей.
3. Раньше он часто ... в парк.
4. Когда я ... в театр, я увидел новый магазин.
5. В этом году он редко ... в театр.
6. Когда Хуан ... в университет, он встретил cвоего земляка.
(А) шёл
(Б) ходил

III.
1. Они ещё не ... к врачу.
2. Когда туристы ... по улице, экскурсовод показал им старую церковь.
3. Мои родители раньше много ... по стране.
4. Туристы долго ... до Новгорода и устали.
5. Позавчера студенты ... в старинный русcкий город.
(А) ехали
(Б) ездили
 
IV.
1. Когда они ... домой, на дороге произошла авария.
2.Раньше мы часто ... отдыхать на море.
3. Сейчас мы ... на выставку.
4. Летом мы часто ... за город.
5. Вы в Петербург? – Да, мы ... на конференцию.
(А) ездили
(Б) ездим
(В) ехали
(Г) едем

V.
1. Поспешите! Нужно ... на экскурсию по Москве!
2. Ему нравится ... по стране.
3. В этом году он не хочет ... в Крым.
(А) ехать
(Б) ездить
 
VI.
1. Антон ... цветы, потому что идёт на день рождения.
2. Ребёнок устал, поэтому мама ... его домой на руках.
3. Я знаю, что Юра всегда ... с собой словарь.
4. Джон всегда ... с собой паспорт.
5. Студент идёт на урок и ... журнал группы.
6. Девушка ... большой букет цветов.
(А) несёт
(Б) носит
 
VII.
1. Мой брат лётчик, он ... в разные страны.
2. Он сказал, что самолёт в Англию ... 3 часа.
3. Ирина иногда ... в Минск к своей сестре.
4. Куда нам нужно … сегодня вечером?
5. Как быстро … время!
6. Мой друг любит север, поэтому он часто … туда.
(А) летит
(Б) летает
(В) лететь
 
VIII.
1. Папа ... из Англии подарки.
2. Сосед взял у меня журнал и ... его только вечером.
3. Мой брат ... вещи с вокзала на такси.
4. Эти крупные минералы ... наши геологи.
5. Куда вы нас ... ? Эта не та улица.
6. Друзья всегда ... мне сувениры.
(А) привёз
(Б) привезли
(В) привозили
(Г) принёс
(Д)приносят
 
XIX.
1. Антон открыл дверь и ... в комнату.
2. Автобус ... к остановке.
3. Нина заболела, и к ней ... врач.
(А) подошёл
(Б) вошёл
(В) пришёл
(Г) отошёл
 
XX.
1. Хасан был в клубе, поэтому ... домой поздно.
2. Пётр ... к кассе и купил билет на поезд.
(А) зашёл
(Б) пришёл
(В) подошёл
 
XXI.
1. Главного инженера сейчас нет, он ... ненадолго.
2. По дороге домой я ... к другу.
(А) подошёл
(Б) вышел
(В) зашёл
 
XXII.
1. Ира … к окну и задёрнула шторы.
2. Она ... от стола и села в кресло.
3. Оля ... через дорогу и села на автобус.
(А) перешла
(Б) подошла
(Г) отошла
 
XXIII.
1. Юры нет сейчас в Москве. Он ... .
2. Раньше я жил в деревне, а недавно ... в город.
3. Не звоните ему, он уже ... на родину.
(А) переехал
(Б) уехал
(Г) заехал
 
XXIV.
1. Антон опаздывал на поезд, поэтому он ... на вокзал на такси.
2. Максим здесь не живёт, потому что он ... в другой район.
(А) переехал
(Б) поехал
 
XXV.
1. Скажите, пожалуйста, как быстрее ... до аптеки?
2. Чтобы попасть в метро, нужно ... на другую сторону улицы.
3. Друг попросил меня ненадолго ... к нему.
(А) зайти
(Б) дойти
(Г) перейти

 
 
 
Использованы материалы:Архипова Л.В.  Изучаем глаголы движения: учебно-методическое пособие. – Тамбов: ТГТУ, 2006.

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата

 

Литература - это новости, которые не устаревают
 
(Эзра Паунд)

 

 
При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2019 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.