Иван Сергеевич Тургенев

(1818-1883)

Воробей

(рассказ)

 
 

Предтекстовые задания

 
 

Задание 1. Прочитайте текст о жизни и творчестве И.С. Тургенева.

   Иван Сергеевич Тургенев, известный русский писатель, родился в 1818 году в богатой дворянской семье. Своё детство он провёл в имении матери в Орловской губернии. Впечатления детства нашли отражение во многих произведениях Тургенева.
  Будущий писатель получил отличное образование: он учился сначала в Московском, а затем в Петербургском университетах.
   В 50-е годы Тургенев начинает писать рассказы, повести, романы, в которых затрагивает вечные философские темы и вопросы современной ему действительности.
   В 1852 году отдельным изданием вышел первый сборник, принесший известность автору – «Записки охотника». В рассказах этого сборника перед читателями проходили образы людей из народа. Современников поразило то понимание Руси, которое Тургенев показал в цикле.
 

Задание 2. Ответьте на вопросы.

1. Когда родился И.С. Тургенев?

2. Где будущий писатель провёл своё детство?

3. Какое образование получил И.С. Тургенев?

4. В каких университетах учился писатель?

5. Когда И.С. Тургенев начинает писать свои произведения?

6. Какие темы затрагивает писатель в своих произведениях?

7. Как назывался первый сборник рассказов И.С. Тургенева?

 

Задание 3. Перескажите текст о жизни и творчестве И.С. Тургенева.

 

Задание 4. Прочитайте и запомните следующие слова и выражения.

Охота – пойти на охоту

Аллея – аллея сада

Гнездо – упал из гнезда

Ветка – ветка дерева

Пух – с пухом на голове

 

Красться – собака начала красться

Почуять – почуять дичь

Прыгать – прыгать по направлению

Трепетать – трепетать от ужаса

Жертвовать – жертвовать собой

Попятиться – попятиться от страха

Удалиться – пришлось удалиться

 

Взъерошенный – взъерошенный воробей

Отчаянный – отчаянный писк

Громадный – громадная собака

Безопасный – безопасная ветка

Смущенный – смущенный пес

 

Задание 5. Обратите внимание на значения следующих слов и выражений.

Дичь – дикие птицы

Воробей – маленькая птица с серо-коричневым оперением

Пасть – «рот» у животных

Трезор – кличка (=имя) собаки

Упасть камнем – упасть как камень, то есть очень быстро, мгновенно

 

Задание 6. Прочитайте ряды однокоренных слов. Обратите внимание на употребление подчеркнутых слов в тексте рассказа.

Сидеть – усидеть – усидчивость

Спешить – поспешить

Смутить – смутиться – смущенный

Звать – позвать – отозвать – зов

 

Ребенок – дети – детище – детский – по-детски

Даль – далеко – далекий – дальний – удалиться

Грудь – чёрная грудь – черногрудый

Зубы – зубастый – беззубый

Помощь – помогать – помощник – без помощи – беспомощный

Жертва – жертвовать – жертвенный

Движение – двигаться – не двигаться – не подвигаться – неподвижно

Хрип – охрипнуть – охрип (голос)

Крылья – крылышки – крылатый – бескрылый

Сила – сильный – сильнее – бессильный

Воля – вольный – волевой – безвольный

Опасный – опасность – опасаться – без опасности – безопасный

 

Задание 7. Вставьте на месте пропусков слова сидеть, спешить, звать, смутить либо однокоренные к ним в нужной форме.

1. Воробей не смог … на своей безопасной, высоко находящейся ветке

дерева.

2. Он упал на землю, и тут к нему … собака.

3. Собака могла съесть воробья, поэтому хозяин сразу … её.

4. Собака немного …, но отошла.

 

Задание 8. К данным словам подберите однокоренные слова.

Сила – …

Дальний – …

Крылья – …

Помощь – …

Смутить – …

Движение – …

Дикий – …

Опасный – …

Сидеть – …

Воля – …

Детский – …

 

Задание 9. Подберите антонимы к следующим словам.

Образец: уменьшить – увеличить

Впереди

Меньше

Уменьшить

Маленький

Детский

Приблизиться

Раскрыть

Начать

Опасный

Молодой

Сильный

Высокий

 

Задание 10. Прочитайте текст. Подготовьте ответы на вопросы по тексту.

%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%

 

 

Послетекстовые задания

 

Задание 1. На следующие утверждения ответьте положительно («да») или отрицательно («нет»).

1. Рассказчик шёл по лесу.

2. Впереди рассказчика бежала собака.

3. Собака что-то почуяла перед собой.

4. Рассказчик увидел впереди на аллее кошку.

5. Рассказчик увидел воробья.

6. Воробей был молодой с пухом на голове.

7. Воробей упал из гнезда, потому что был сильный ветер.

8. Собака не заметила воробья.

9. Собака стала приближаться к воробью.

10. Вдруг появился ещё один, старый воробей.

11. Старый воробей прилетел и сразу улетел.

12. Старый воробей стал прыгать по направлению к собаке.

13. Старый воробей совсем не боялся собаки.

14. Собака съела воробья.

15. Собака остановилась и попятилась.

16. Рассказчик отозвал собаку и удалился вместе с ней.

 

Задание 2. Ответьте на вопросы по содержанию текста.

1. Кого увидел рассказчик, когда возвращался с охоты?

2. Как воробей оказался на аллее?

3. Кто и как защитил молодого воробья?

4. Как вы думаете, почему старый воробей бросился спасать молодого воробья?

5. Как поступил рассказчик?

6. Какой вывод из этой истории сделал для себя рассказчик?

 

Задание 3. Ответьте на вопросы.

1. Что случилось бы с молодым воробьем, если бы старый воробей не бросился ему на помощь?

2. Как вы думаете, испугался ли старый воробей?

3. Почему старый воробей не смог усидеть на своей безопасной ветке?

4. Какая сила заставила старого воробья жертвовать собой?

5. Какой вывод делает автор из этой истории? Согласны ли вы с таким выводом?

6. Как вы считаете, в чём основной смысл рассказа?

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата

 

Литература - это новости, которые не устаревают
 
(Эзра Паунд)

 

 
При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2019 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.