Тематическое планирование по предмету «Русский язык»
(6 класс)
В соответствии с базисным учебным планом на изучение русского языка в 6 классе отводится 210 часов (6 часов в неделю).
1. Язык. Речь. Общение (3 ч. + 1 ч.)
Русский язык – один из развитых языков мира.
Язык. Речь. Общение (роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации; анализ стихотворений).
2. Повторение пройденного в 5 классе (6 ч. + 2 ч.)
Фонетики и орфоэпия.
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.
Части речи.
Орфограммы в окончаниях слов.
Словосочетание.
Простое предложение. Знаки препинания.
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.
Синтаксический разбор предложений.
Прямая речь. Диалог.
3. Текст (3 ч. + 2 ч.)
Текст и его особенности.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
Ключевые слова.
Стили речи.
Официально-деловой стиль, его языковые особенности.
4. Лексика и фразеология. Культура речи (10 ч. + 3 ч. + 3 ч.)
Повторение пройденного по лексике в 5 классе (слово и его лексическое значение; многозначные слова, слова в переносном значении; синонимы и антонимы)
Исконно русские слова.
Заимствованные слова.
Общеупотребительные слова.
Профессионализмы.
Диалектизмы.
Жаргонизмы.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова.
Устаревшие слова.
Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Словари.
Фразеология как раздел науки о языке. Источники фразеологизмов.
Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы к сочинению по картине.
5. Словообразование. Орфография. Культура речи (31 ч. + 4 ч.)
Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов.
Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о-а в корнях -гор-/-гар-, -зар-/зор-, -кос-/-кас-.
Правописание гласных в приставках при- и пре-.
Правописание букв ы / и после приставок на согласные.
Сложносокращенные слова. Правописание соединительных гласных о - е.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности.
Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
6. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (22 ч. + 3 ч.)
Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе (имена собственные и нарицательные; одушевленные – неодушевленные; 3 склонения имён существительных; правописание окончаний имён существительных; способы образования)
Разносклоняемые существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя.
Несклоняемые существительные. Род несклоняемых имён существительных.
Существительные общего рода.
Морфологический разбор имени существительного.
Текстообразующая роль существительных.
Словообразование имён существительных.
Не- с существительными.
Правописание гласных в суффиксах ек/ик.
Буквы о/ё после шипящих и ц в суффиксах существительных.
Согласные ч и щ в суффиксах существительных -чик/-щик.
7. Имя прилагательное (22 ч. + 3 ч.)
Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе (морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическая роль)
Разряды прилагательных по значению: качественные, относительные и притяжательные прилагательные.
Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имён прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Не- с именами прилагательными.
Буквы о - ё после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных.
Правописание согласных в суффиксах имён прилагательных (одна и две буквы н в суффиксах прилагательных; суффиксы ск/к в прилагательных)
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
8. Имя числительное (16 ч. + 2 ч.)
Имя числительное как часть речи (общекатегориальное значение, морфологические признаки числительных и их синтаксическая роль).
Простые и составные числительные.
Правописание гласных в падежных окончаниях.
Буква Ь знак в середине и на конце числительных.
Слитное и раздельное написание числительных.
Числительные, обозначающие целые числа.
Склонение количественных числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Дробные числительные.
Собирательные числительные.
Морфологический разбор имени числительного.
Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
9. Местоимение (23 ч. + 3 ч.)
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Личные местоимения. Склонение личных местоимений.
Возвратное местоимение себя. Склонение возвратного местоимения.
Вопросительные и относительные местоимения.
Неопределенные местоимения. Правописание неопределенных местоимений с частицами кое-, -то, -либо, -нибудь.
Отрицательные местоимения. Правописание не и ни в отрицательных местоимениях. Слитное и раздельное написание отрицательных местоимений.
Склонение местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Образование неопределённых местоимений, их дефисное написание.
Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Притяжательные местоимения.
Указательные местоимения.
Определительные местоимения.
Местоимение и другие части речи.
Морфологический разбор местоимения.
Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как функционально-смысловой тип текста, его строение, языковые особенности.
10. Глагол (30 ч. + 6 ч.)
Повторение пройденного о глаголе в 5 классе (морфологические признаки глагола и его синтаксическая роль; виды глагола, спряжение, формы, гласные в корнях и окончаниях глаголов).
Разноспрягаемые глаголы.
Переходные и непереходные глаголы.
Наклонения глагола (изъявительное, условное, повелительное). Употребление наклонений в речи.
Безличные глаголы.
Морфологический разбор глагола.
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
11. Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи (10 ч. + 2 ч.)