Тематическое планирование по предмету «Русский язык»
(5 класс)
В соответствии с базисным учебным планом на изучение русского языка в 5 классе отводится 175 часов.
1. Язык и общение. (2 ч. + 1 ч.)
Язык и человек.
Общение устное и письменное.
Стили речи.
2. Вспоминаем. Повторяем. Изучаем. (17 ч. + 3 ч.)
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Буквы и, у, а после шипящих.
Разделительные Ъ и Ь.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Что мы знаем о тексте (признаки текста, смысловая цельность; изложение по тексту).
Части речи.
Глагол.
-Тся и -ться в глаголах.
Тема текста.
Личные окончания глаголов.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Местоимение.
Основная мысль текста.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч. + 7 ч.)
Синтаксис.
Пунктуация.
Словосочетание. Разбор словосочетания.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.
Члены предложения. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.
Предложения с однородными членами.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Предложения с обращениями.
Письмо (типы писем по цели и назначению).
Синтаксический разбор простого предложения.
Пунктуационный разбор простого предложения.
Простые и сложные предложения.
Синтаксический разбор сложного предложения.
Прямая речь.
Диалог.
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. (12 ч.+ 3 ч.)
Гласные звуки.
Согласные звуки.
Изменение звуков в потоке речи.
Повествование как функционально-смысловой тип речи.
Согласные звонкие и глухие.
Графика.
Алфавит.
Описание предмета.
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Орфоэпия.
Фонетический разбор слова.
5. Лексика. Культура речи. (6 ч. + 2 ч.)
Слово и его лексическое значение.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы.
6. Морфемика. Орфография. Культура речи. (18 ч. + 4 ч.)
Морфема – наименьшая значимая часть слова.
Изменение и образование слов.
Окончание.
Основа слова.
Корень слова.
Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.
Суффикс.
Приставка.
Чередование звуков.
Беглые гласные.
Варианты морфем.
Морфемный разбор слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Буквы з и с на конце приставок.
Буквы о - а в корнях -лаг-/-лож-, -рос-/-раст-.
Буквы о - ё после шипящих в корне.
Буквы и – ы после ц.
7. Имя существительное (17 ч. + 4 ч.)
Имя существительное как часть речи.
Доказательства как структурная часть рассуждения.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Род имён существительных.
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Множественное число имён существительных.
Три склонения имён существительных. Ь знак после шипящих на конце имён существительных.
Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
Правописание о - ё после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
8. Имя прилагательное (10 ч. + 4 ч.)
Имя прилагательное как часть речи (морфологические признаки, синтаксическая роль).
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Прилагательные полные и краткие.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Описание как функционально-смысловой тип речи (на примере описания животного).
9. Глагол (29 ч. + 6 ч.)
Глагол как часть речи (морфологические признаки, синтаксическая роль).
Не с глаголами.
Неопределённая форма глагола.
Правописание -тся, -ться в глаголах.
Виды глаголов.
Буквы е - и в корнях с чередованием.
Рассказ (работа над созданием устного рассказа по иллюстрации). Невыдуманный рассказ (о себе).
Время глагола: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Употребление времён.
Спряжение глагола. Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием.
Морфологический разбор глагола.
Ь знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
10. Повторение и систематизация изученного (5 ч. + 2 ч.)