Знаки препинания при однородных членах предложения

урок

Практические задания

_____________________________________________________________________________________________

Обратите внимание!

 

Признаки однородности определений:
- обозначают признаки однородных предметов: зелёные, жёлтые, красные шары;
- дают целостное представление о предмете: серый, хмурый, дождливый день (общее понятие – осенний день);
- одно из определений имеет значение причины для другого: лунный, ясный вечер, знойный, тяжёлый день;
- обозначают художественные образы, метафоры: свинцовые, погасшие глаза, холодная, нелюдимая краса.

 

Между однородными определениями по смыслу можно поставить союз И!

 

Признаки неоднородности определений:
- обозначают форму и материал: пузатый деревянный шкаф;
- обозначают цвет и форму: жёлтые круглые кувшинки;
- обозначают размер и материал: маленькие деревянные лачуги.

 

Знаки препинания: 
- между однородными определениями ставится запятая;
- между неоднородными определениями запятая НЕ ставится.

_____________________________________________________________________________________________

Задание 1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания. Найдите сложные предложения. Составьте схемы 2-го и 11-го предложений.

 

1. Вокруг тянулась плоская унылая степь. 
2. Восточная сторона неба р…вномерно светлела словно её потихоньку разбавляли прозрачной родниковой водой.
3. Волны мелкой острой пыли шли одна за другой. 
4. Приближался сумрачный грустный вечер. 
5. Небольшие чисто подметённые дворики были огороже(н-нн)ы земля(н-нн)ыми заборами. 
6. (Из)под земли торчало большое бето(н-нн)ое колесо. 
7. Ветер гнал по полю широкие золотистые волны. 
8. Эльза стала перелистывать свою крохотн… записн… книжку. 
9. Страницы были исписа(н-нн)ы карандашом острым а(к-кк)уратным по…черком. 
10. Послышался звонкий какой(то) улыбающийся голос. 
11. Снова потянулась степь и снова зазвучал в ушах однообразный степной стрекот.

Задание 2. Прочитайте. Укажите однородные и неоднородные определения. Расставьте пропущенные запятые.

 

1. На дворе во всей своей холодной нелюдимой красе стояла тихая морозная ночь.
2. В сонном застывшем воздухе стоял монотонный шум.
3. В тёмные окна стучали крупные дождевые капли. Было холодно, чувствовалась резкая неприятная сырость.
4. Дорога отлого спускалась вниз и потом убегала в громадный хвойный лес.

Задание 3. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Устно объясните расстановку знаков при однородных и неоднородных определениях.

 

1. В старом загородном парке тихо… Медленно падает на землю жёлтый убитый осенью кленовый лист. (Пауст.)
2. Она (Маша) привезла из города новые иллюстрирова…ые журналы. (Чех.)
3. Она хотела выйти он остановил её жестом и достал с высокого стола новую (не)разреза…ую книгу. (Л.Т.)
4. Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы. (Обр.)
5. Перу стари…ой нет охоты марать летучие листы; другие хладные мечты другие строки и заботы и в шуме света и в тиши тревож…т сон моей души. (Пушк.)
6. Всюду между кустов… мелькали белые красные сизые рубахи. (Г.)
7. Яркий блестящий радостный свет лился потоками из её преобразившегося лица. (Л.Т.)
8. Был серый промозглый ветре…ый день. (Пол.)
9. Алёша подал ему маленькое складное круглое зеркальце стоявшее на комоде. (Дост.)
10. Снежные сугробы подернуты тонкой ледяной коркой. (Чех.)
11. Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна. (Акс.)

Задание 4. Спишите предложения. Найдите однородные члены и укажите, какими повторяющимися союзами они соединены. Расставьте знаки препинания. Объясните выделенные орфограммы и расстановку знаков препинания между однородными членами.

 

1. Ни человеческого жилья ни живой души вдали. (Чех.)

2. Мы в сердце и гнев и величье и веру России несли. (И. Фролов) 
3. Не то разговор не то пение разбудило меня. (В. Каверин) 
4. Вы начинаете выходить из себя часто вздыхать то бегать по комнате то останавливаться. (А. Остр.) 
5. Я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу ни слуху ни воображению. (Пауст.) 
6. Только так, исследуя какой-нибудь клоч…к нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы пр…вязаны к каждой её тропинке роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. (Пауст.)

Задание 5. К данным словам подберите слова или словосочетания с более широким обобщающим значением.

Образец

Инструменты: топор, пила, рубанок, молоток.

 

1. Костюм, платье, пальто, шляпа. 
2. Туфли, ботинки, сапоги. 
3. Шахматы, шашки, домино, лото.

Задание 6. Прочитайте предложения. Укажите однородные члены и обобщающие слова. Какими частями речи выражены обобщающие слова? Спишите, расставляя знаки препинания.

 

1. Трава земля крыши домов всё было покрыто белым налётом инея. (А.Куприн)
2. Всюду вверху внизу пели жаворонки. (Чех.) 
3. Белая куропатка разгребая снег отыскивает себе корм замёрзшие ягоды семена почки. (И. Соколов-Микитов) 
4. Рабочий ра…тавит разложит снаряды рубанки подпилки долота ножи. (Н. Некр.) 
5. Из множества звуков земли пения птиц тр…петания листвы на деревьях треска кузнечиков журчания лесного ручья самый весёлый звук – песня полевых и луговых жаворонков. (И. Соколов-Микитов)

Задание 7. Вставьте вместо точек обобщающие слова. Там, где надо, измените окончания и место обобщающего слова в предложении. Запишите, расставляя знаки препинания.

 

1. Победу в Великой Отечественной войне готовили … не только мужчины но и женщины. 
2. Не хотели оставаться в стороне …. ни взрослые ни дети. 
3. Не могли сломить упорного сопротивления врагу … ни боль ни смерть ни голод.

Задание 8. Раскройте скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания.

 

1. У ней было всё и красота и ум и богатство и знатность словом всё, о чём мог мечтать любой мужчина.
2. Вот иду я однажды по лесу и вдруг слышу за спиной стра(н-нн)ый хруст остановился ни жив ни мертв.
3. В знакомой сакле огонь то трепетал то снова гас.
4. Осень предупреждала о своем приходе то сухим листком (не)взначай забытым на скамейке то маленькой зеленой гусеницей спускавшейся на п…утине  мне прямо на голову.
5. Лес словно замер и спокойно и мерно шумит.
6. Пушкин создавал свои произведения в различных жанрах а именно роман стихотворение повесть поэма.
7. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
8. Белое даже бледное лицо темные волосы бархатный взгляд и дли(н-нн)ые рес…ницы вот все что бросилось ему в глаза.
9. Пушкиногорье… Этот край где всё и небо и рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным должен раскрыть перед каждым уд…вительный мир поэта, мир который делает нас духовно богаче.
10. Всё это шум и говор и толпа людей всё это было как(то) чудно Акакию Акакиевичу.
11. Язи головли щуки словом крупная рыба в это время уже не брала.
12. Оба и сын и мать были так поглощены своим делом что не заметили приход Максима.
13. Голос её то затихая то вновь усиливаясь как(будто) старался противостоять стихии.
14. Собака и кошка и играли и ели и спали вместе.
15. Директора интересовала (не) столько финансовая отчётность в целом сколько сумма чистой прибыли.
16. Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.
17. По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем.
18. Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи и машинного масла.
19. В атмосфере тайных обществ проходила жизнь Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на юге.

Задание 9. Укажите предложения, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

 

 1. Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.
2. Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития.
3. Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.
 4. Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.
5. На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.
6. Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.
7. Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.
8. Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.
9.  Разговор перескакивал с предмета на предмет и становился бессмысленным и ненужным.
10. Тут были старинный сундучок и часы в футляре и комод со множеством отделений.
11.  Дом невелик да лежать не велит.
12. Репин писал Пушкина то с вдохновлённым лицом то улыбающимся то смотрящим куда-то вдаль.

Задание 10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте пропущенные запятые. Объясните свой выбор (устно.)

 

1. Мальчик кудрявый и краснощёкий лет пятнадцати сидел с кучером и с трудом удерживал сытого пегого жеребца.
2. Ему (Челкашу) сразу понравился это здоровый добродушный парень с ребячьими светлыми глазами.
3. Вот оно, значит, как случается, - произнёс старый николаевский солдат с ноздреватым носом.
4. Я удивляюсь, что вы с вашей добротой не чувствуете этого.
5. Я увидел мужика мокрого в лохмотьях с длинной бородой.
6. Дед в бабушкиной кацавейке в старом картузе без козырька щурится, чему-то улыбается.
7. Взъероше…ый и (не)мытый Нежданов имел вид дикий и странный.
8. Базаров поднял глаза и увидал Павла Петровича. Одетый в лёгкий клетчатый пиджак и белые как снег панталоны он быстро шёл по дороге; (под)мышкой он нёс ящик завёрнутый в зелёное сукно.
9. Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гости…ую, стуча ногами, а вслед за ней вошла девушка лет восемнадцати черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом с (не)большими тёмными глазами.
10. Варвара Дмитриевна оказалась женщиной чуткой и деликатной.
11. Тут был и капитан и поручик и Онисим Михайлович фельдфебель.
12. Мы с Печориным сидели вместе, и вот к нему подошла меньшая дочь хозяина девушка лет шестнадцати и пропела ему.
13. Мы газетчики узнавали много новостей.
14. Богат хорош… собою, Ленский везде был принят как жених.
15. Жил в хижине бедняк сапожник.
16. В зелёном небе появились звезды предвес…ницы мороза.

Задание 11. Расставьте запятые в предложениях с однородными членами. Вставьте пропущенные буквы.

 

1. И берег и море молчали.
2. В знакомой сакле то трепетал то снова гас огонек.
3. Татьяна верила пр…даньям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
4. Конница пехота и артиллерия виднеются со всех сторон по обширной поляне.
5. Якутская лошадь (не)особенно сильна (за)то удивительна (не)требовательна.
6. Кругом были пни да корявые стволы да пор…сль.
7. Дремали не только леса но и лесные озера и ленивые реки.
8. Полярный медведь совершает (не)пр…станные коч…вки бродит среди дрейфующих льдов как зимой так и летом.
9. Я поднялся ни свет ни заря.
10. Затуманенный лес озеро небо всё было серое.
11. Всё вокруг затуманенные лес озеро небо было серое.
12. Такой уж он человек: ни два ни полтора.
13. Мал золотник да дорог.
14. В шкафу было много интересных вещей как-то старинные часы сломанные игрушки какие-то инструменты.

_____________________________________________________________________________________________
   Отличайте предложения с однородными членами, связанными союзами И, от сложносочинённых предложений с союзом И.
_____________________________________________________________________________________________

Задание 12. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите, где имеются сложносочиненные предложения, а где предложения с однородными членами.

 

1. В начале апреля стояли тёплые дни и м…розные ночи зима не уступала но один тёплый денек п..ресилил наконец и п…текли ручьи з…пели птицы.
2. В начале мая уже во…сю цвела сирень и пели скворцы.
3. В доме шумели и пели стучали и галдели.
4. З…ря сияла на востоке и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца.
5. Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием. (Чех.)
5. Вот пр…сел я у забора и стал пр…слушиваться. (Л.)
6. Вдруг чайки как будто сговорившись улетают прочь от берега и вскоре белокрылая стайка исчезает из вида. По-видимому, их зоркие глаза рассмотрели пароход проходящий (в)дали и они направились к нему, чтобы выпрашивать себе у па(с/сс)ажиров пищу.
7. Его душа (с/з)жималась бурями и тр…вогами и выбр…шенный на бере(г/к) он скучает и томится. (Л.)
8. В это время под…ехала к крыльцу карета и брич…ка и из кареты вышел князь Андрей высадил свою маленькую жену и пропустил её вперед. (Л.Т.)
9. Кругом всё т…мнеет и т…мнеет и уж… ночью в…езжаем в знакомое село.
10. Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидали спокойный огонь. (Пришв.)
11. Начинало темнеть и на небе зажигались звезды (Чех.).
12. Восходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда. (Чех.)
13. Оба слишком оживлё…о и естестве…о слушали и говорили и это-то (не)понравилось Анне Павловне. (Л.Т.)


   В подготовке заданий использовались материалы учебных пособий Ю.С. Пичугова, А.П. Еремеевой, В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко и др.

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата недели

 

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя

 

Петроний

 

Просто интересно

 

Как языческий бог Чур деревянной чуркой стал

 

Кто из нас в детстве не играл в догонялки и не кричал громко «Чур меня»?! Наверняка каждый, но не каждый знает, что восклицание «Чур!» имеет очень древние корни. И хотя в наше время об этом мало кто знает, история возникновения этого выражения весьма интересна. Восклицание «Чур меня» первоначально было заклинанием против нечистой силы, запретом касаться чего-либо, производить какие-то действия.


При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2017 гг.
Яндекс.Метрика