Театр А.Н. Островского

как явление русской жизни

вместо сочинения

 

   «Театр Островского» - театроведческий термин. Он значительно шире «драматургии Островского» - термина литературоведческого. Если «драматургия Островского» – это своеобразный свод пьес, то «театр» включает в себя значительно больше компонентов: пьесы, режиссура, по-особому воспитанная театральная публика.
   Впервые термин «театр Островского» употребил А. Аникст, который много занимался вопросами теории и истории драмы.

 

   Традиции в творчестве А.Н. Островского. Говоря о театре Островского, следует отметить, что автор в своём творчестве наследует много традиций. Во-первых, он начинает свое творчество как продолжатель традиций натуральной школы. Быт у писателя – всегда источник драматизма. Его романтические героини всегда находятся в состоянии преодоления будней, так как быт уничтожает все романтические порывы. Быт – это среда, в которой формируется психология самодурства. Н.А. Добролюбов свою статью о пьесе «Гроза» Островского назвал «Тёмное царство», подтверждая этим, что здесь царят косность быта и отсутствие свободы.
   Многие задаются вопросом, почему у Островского общественные противоречия преломляются в сфере семейных отношений. Ответ можно найти в словах Кулигина, которые не вошли в окончательную редакцию «Грозы»: «Так они все хороши, сударь, а посмотреть их в семье. Вот где человек узнаётся».
   Что такое быт? Это установившийся порядок, соблюдаемый по инерции. Следовательно, он противопоказан драме как жанру, так как драма – это жизнь в движении. Но Островский показал за кажущейся неподвижностью назревающие противоречия, которые в конечном счете должны нарушить спокойствие и стабильность. Бытовые противоречия раскрываются у Островского как социальные противоречия. У писателя всё в мире находится в состоянии войны, войны особого рода. Эта война называется жизнь!
   Продолжая разговор о традициях в творчестве А.Н. Островского, необходимо отметить влияние А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
   Так, Островский следует пушкинским принципам использования фольклора в своих произведениях (например, в «Снегурочке»). Кроме того, вслед за Пушкиным, любившим использовать в своих произведениях массовые сцены, Островский увеличивает масштаб и так же использует массовые сцены.
   С Гоголем Островского роднит то, что оба они смотрят на драматургию как на серьёзное средство разрешения современных вопросов. Но в отличие от Гоголя, который был живописцем общественных нравов, драматургом-сатириком, Островский оставил свой след и как историк России. Он изображает движущиеся изменения, то есть рисует не застывшую жизнь, а изображает движение, изменяющее историю.
   Пьесы Островского называют пьесами жизни. И это справедливо, потому что Островский показывал самые разнообразные жизненные отношения и коллизии. А так как в жизни серьёзное не может быть строго отделено от несерьёзного, а грустное от весёлого, то мы видим, как органично происходит у драматурга синтез жанров. Его драмы испещрены комическими эпизодами (например, образы Робинзона и тётки Карандышева в «Бесприданнице»), а комедии полны драматизма (например, драматично положение Самсона Большова в «Свои люди – сочтёмся»). Но что особенно важно, жанр от этого не становится аморфным.

 

   Логика творчества А.Н. Островского. Писатель идёт от купеческой драмы к драмам общерусского содержания. Следовательно, меняются акценты и масштабы. Логика творчества определяется ещё и тем, что Островский идёт по пути психологизации быта, то есть от бытовой комедии к пьесам психологическим, где каждый поступок героя глубоко мотивирован (например, поведение Катерины в «Грозе» во время публичного признания).
   О пьесах Островского 40-х годов можно говорить как о комедиях характеров: источником драматического действия оказываются бытовые противоречия (в «Своих людях…» писатель пытается показать, как русские купцы вырастают в русских буржуа).
   В пьесах 70-х гг. старые конфликты, но новые характеры. Здесь мы видим Россию после реформ. Герои купцы получили образование, они имеют замашки дворянства, но они по-прежнему грубы и циничны (например, Кнуров в «Бесприданнице»).
   Этнографическая функция быта отодвигается на второй план, а на первом плане быт, который становится источником нравственных конфликтов.
   Комедии Островского можно по праву назвать «комедиями нравов», так как писатель, изображая нравы, учит людей.

 

   Поэтика финала и заглавия. Е. Холодов, А. Ревякин, Г. Поспелов говорят о том, что завязки у Островского глубоко мотивированные, а поэтому задержанные. Но! Экспозиция не ограничивается описательно-информационными целями. В ней представлены противоречия интересов, намечается борьба («Гроза», «Бесприданница»). В то же время драматург даёт «крутые» развязки.
   Поэтика заглавия – зеркальное отображение конфликта. Например, в комедии «Свои люди - сочтёмся» Подхалюзин оказывается вовсе не своим.

 

   Новаторство Островского. Основал национальный театр. Его искусство оказало влияние на формирование сценического мастерства актёров. Островский создал свою публику: драматическая поэзия всегда была ближе народу. Всякие другие произведения пишутся в основном для образованных людей, а драмы и комедии для простого человека.

%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%20%D0%9E%

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата недели

 

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя

 

Петроний

 

Просто интересно

 

Как языческий бог Чур деревянной чуркой стал

 

Кто из нас в детстве не играл в догонялки и не кричал громко «Чур меня»?! Наверняка каждый, но не каждый знает, что восклицание «Чур!» имеет очень древние корни. И хотя в наше время об этом мало кто знает, история возникновения этого выражения весьма интересна. Восклицание «Чур меня» первоначально было заклинанием против нечистой силы, запретом касаться чего-либо, производить какие-то действия.


При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2017 гг.
Яндекс.Метрика