Театр А.Н. Островского

как явление русской жизни

вместо сочинения

 

 

 

   «Театр Островского» - театроведческий термин. Он значительно шире «драматургии Островского» - термина литературоведческого. Если «драматургия Островского» – это своеобразный свод пьес, то «театр» включает в себя значительно больше компонентов: пьесы, режиссура, по-особому воспитанная театральная публика.
   Впервые термин «театр Островского» употребил А. Аникст, который много занимался вопросами теории и истории драмы.
 
   Традиции в творчестве А.Н. Островского. Говоря о театре Островского, следует отметить, что автор в своём творчестве наследует много традиций. Во-первых, он начинает свое творчество как продолжатель традиций натуральной школы. Быт у писателя – всегда источник драматизма. Его романтические героини всегда находятся в состоянии преодоления будней, так как быт уничтожает все романтические порывы. Быт – это среда, в которой формируется психология самодурства. Н.А. Добролюбов свою статью о пьесе «Гроза» Островского назвал «Тёмное царство», подтверждая этим, что здесь царят косность быта и отсутствие свободы.
   Многие задаются вопросом, почему у Островского общественные противоречия преломляются в сфере семейных отношений. Ответ можно найти в словах Кулигина, которые не вошли в окончательную редакцию «Грозы»: «Так они все хороши, сударь, а посмотреть их в семье. Вот где человек узнаётся».
   Что такое быт? Это установившийся порядок, соблюдаемый по инерции. Следовательно, он противопоказан драме как жанру, так как драма – это жизнь в движении. Но Островский показал за кажущейся неподвижностью назревающие противоречия, которые в конечном счете должны нарушить спокойствие и стабильность. Бытовые противоречия раскрываются у Островского как социальные противоречия. У писателя всё в мире находится в состоянии войны, войны особого рода. Эта война называется жизнь!
   Продолжая разговор о традициях в творчестве А.Н. Островского, необходимо отметить влияние А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
   Так, Островский следует пушкинским принципам использования фольклора в своих произведениях (например, в «Снегурочке»). Кроме того, вслед за Пушкиным, любившим использовать в своих произведениях массовые сцены, Островский увеличивает масштаб и так же использует массовые сцены.
   С Гоголем Островского роднит то, что оба они смотрят на драматургию как на серьёзное средство разрешения современных вопросов. Но в отличие от Гоголя, который был живописцем общественных нравов, драматургом-сатириком, Островский оставил свой след и как историк России. Он изображает движущиеся изменения, то есть рисует не застывшую жизнь, а изображает движение, изменяющее историю.
   Пьесы Островского называют пьесами жизни. И это справедливо, потому что Островский показывал самые разнообразные жизненные отношения и коллизии. А так как в жизни серьёзное не может быть строго отделено от несерьёзного, а грустное от весёлого, то мы видим, как органично происходит у драматурга синтез жанров. Его драмы испещрены комическими эпизодами (например, образы Робинзона и тётки Карандышева в «Бесприданнице»), а комедии полны драматизма (например, драматично положение Самсона Большова в «Свои люди – сочтёмся»). Но что особенно важно, жанр от этого не становится аморфным.
 
   Логика творчества А.Н. Островского. Писатель идёт от купеческой драмы к драмам общерусского содержания. Следовательно, меняются акценты и масштабы. Логика творчества определяется ещё и тем, что Островский идёт по пути психологизации быта, то есть от бытовой комедии к пьесам психологическим, где каждый поступок героя глубоко мотивирован (например, поведение Катерины в «Грозе» во время публичного признания).
   О пьесах Островского 40-х годов можно говорить как о комедиях характеров: источником драматического действия оказываются бытовые противоречия (в «Своих людях…» писатель пытается показать, как русские купцы вырастают в русских буржуа).
   В пьесах 70-х гг. старые конфликты, но новые характеры. Здесь мы видим Россию после реформ. Герои купцы получили образование, они имеют замашки дворянства, но они по-прежнему грубы и циничны (например, Кнуров в «Бесприданнице»).
   Этнографическая функция быта отодвигается на второй план, а на первом плане быт, который становится источником нравственных конфликтов.
   Комедии Островского можно по праву назвать «комедиями нравов», так как писатель, изображая нравы, учит людей.
 
   Поэтика финала и заглавия. Е. Холодов, А. Ревякин, Г. Поспелов говорят о том, что завязки у Островского глубоко мотивированные, а поэтому задержанные. Но! Экспозиция не ограничивается описательно-информационными целями. В ней представлены противоречия интересов, намечается борьба («Гроза», «Бесприданница»). В то же время драматург даёт «крутые» развязки.
   Поэтика заглавия – зеркальное отображение конфликта. Например, в комедии «Свои люди - сочтёмся» Подхалюзин оказывается вовсе не своим.
 
   Новаторство Островского. Основал национальный театр. Его искусство оказало влияние на формирование сценического мастерства актёров. Островский создал свою публику: драматическая поэзия всегда была ближе народу. Всякие другие произведения пишутся в основном для образованных людей, а драмы и комедии для простого человека.
%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%20%D0%9E%

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата

 

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.

Василий Макарович Шукшин

 


При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2018 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.