Символика названия

анализ темы по пьесам А.Н. Островского «Гроза» и А.П. Чехова «Чайка»

 

 

 

   Название произведения – это ключ к его пониманию. Даже если заглавие на первый взгляд кажется простым, достаточно задуматься и станет ясно: каждое слово наполнено смыслом, потому что именно в названии в обобщённом виде выражен авторский замысел.
   В своей работе я хочу проанализировать пьесы А.Н. Островского «Гроза» и А.П. Чехова «Чайка», для того чтобы раскрыть символику названия этих произведений. 
   Оба автора писали свои произведения в то время, когда в России назрела смена общественных устоев. У Островского это канун крестьянской реформы. Поэтому произведение восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. У Чехова это рубеж XIX- XX веков. И там, и там стремительно развивается прогресс, всё больше и больше торжествуют буржуазные отношения. Т.е. наступает «другая жизнь», культурное сознание эпохи теряет нравственные ориентиры, а значит духовное здоровье, нередко приходя к безнадежному отчаянью.

   Герои пьес ищут нравственной опоры в сложном меняющемся мире.
   Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки грома), но и как внутреннее — герои характеризуются через отношение к грозе.  Так, в душе Катерины происходит никому не видимая гроза, для неё это кара небесная, которая должна покарать её за измену мужу и за неповиновение вековым традициям. Желание летать как птица роднит Катерину с Ниной Заречной. Она любит Бориса, но это угнетает её. Она считает, что будет гореть в «геенне огненной» за своё греховное чувство. В отличие от Нины, Катерина, упав, так и не смогла подняться. Т.е. противостоять косным традициям она смогла лишь своей смертью.
   Для Бориса людская гроза страшнее, чем природная. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один на один с людской молвой. «Здесь страшнее!» — говорит Борис, убегая с места моления всего города.     
   Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза — это покорность.
   Для механика Кулигина гроза — грубое проявление природных сил. А люди из-за своего невежества боятся её. Кулигин полагает, что надо просвещать народ, и мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой.    
   Для Тихона гроза — это злоба, угнетение со стороны матери. Он боится её, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит, что с его ног будто кандалы спали, как только он узнал, что две недели над ним никакой грозы не будет. 
  Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова. В мировоззрении жителей начали происходить изменения, стала меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание побороть свой страх перед «грозой», избавиться от гнёта злобы и невежества, царящих в городе. 
  В своей пьесе Чехов не только обозначает объект изображения, но и даёт свою оценку. 
 Что такое чайка в одноименной пьесе Чехова, какое место этот образ занимает в произведении? Чайка – это убитая Треплевым из ружья птица. Это в какой-то мере и Треплев, мечтавший о большой любви и славе, а в конце застреливший себя из того же ружья, из которого он когда-то убил чайку. 
   В неразрывной связи с чайкой находится Тригорин. Вспомним, он постоянно находится на берегу озера и удит рыбу, совсем как чайка. Здесь уже открывается другая сторона образа чайки – чайки-хищницы, убивающей, чтобы добыть себе пропитание. Тригорин записывает о чайке сюжет для небольшого рассказа. И в конечном итоге именно Тригорин губит белую чайку – Нину. 
   Но в большей степени образ чайки связывается с Ниной Заречной. Этот образ впервые и возникает в сцене свидания Треплева и Заречной. Т.е. уже в момент рождения образ чайки принадлежит Нине, которая рассказывает, что отец не пускает её в усадьбу Аркадиной, боясь, что дочь пойдёт в актрисы. Но Нину тянет в усадьбу, «как чайку к озеру». В этой сцене чайка олицетворяет Нину того времени, когда она ещё жила по-детски, пела по утрам, любила Треплева, мечтала о славе. 
   Образ Чайки возникает вновь в 4-м акте пьесы, когда Треплев рассказывает о Нине, о её жизни за последние два года. Свои письма Нина подписывала Чайкой. «Отчего люди не летают? …» - говорила Катерина из «Грозы». Героиня «Чайки» также собралась взлететь на крыльях любви и славы, но обломала крылья. Но в том то и замысел, что искание правды, смысла жизни, Чехов совершал, исследуя не вершины проявления человеческого духа, а нравственные слабости, падение личности. И становление личности начинается только тогда, когда человек освобождаясь от самообмана, от иллюзий на свой собственный счёт, поднимается до способности обвинить в своих жизненных неудачах не других, а самого себя. Нина отказывается верить, что все её страдания, её труд и жизнь могут быть уложены в схему тригоринского рассказа. Испытав тяжёлое духовное искушение, потеряв всё и как бы освободившись от всего, что мешает искусству, Нина стала тем, о чём мечтала. Нина говорит Треплеву, что она уже не та, теперь она настоящая актриса, с каждым днём растут её душевные силы. Поэтому при видимом фиаско (спектакли в Ельце, вагон третьего класса, пристающие купцы) Нина всё же оказывается победителем. Чеховский традиционный открытый финал не позволяет нам с уверенностью говорить о будущем героини. Но автор «Чайки» расправил своей птице поникшие крылья для полёта. Он открыл ей путь к творчеству, к христианской любви (всеобщее прощение, терпение и готовность нести свой крест), теперь всё зависит от самой Нины. Героиня вырастает на наших глазах, возрождается, оживает, на её душе зарубцовываются раны, и она расправляет крылья души.
   Поэтому можно говорить, что чайка – это и обобщающая идея пьесы, порыв в будущее. По словам исследователей, образ чайки определяет всех персонажей: одни герои становятся «крылатыми», «поэтичными» другие – «бескрылыми», «прозаичными».
   Таким образом, мы видим, что название пьес полностью отражает замысел авторов, конфликт и сюжет произведений. Так, у Островского гроза представляется не только как природное явление, но и как внутреннее. Для каждого героя гроза является особым символом: для одних — это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих — это «голос свыше», который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков. 
   У Чехова образ чайки восходит к фольклорным представлениям о душе, крылатой и бескрылой, живой и погибшей. Образ птицы – это одновременно и намёк на слабость, незащищённость страдающей личности, и символ свободы человека, выражение протеста против существующей действительности.
   Важно, что название обеих пьес тесно связано с небом. Но у Островского небо в большей степени связано с наказанием, невозможностью пока взлететь свободно, а у Чехова – это уже полёт, полёт через страдания и воскресение.

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата недели

 

Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы,
Пока ты слова не сказал.

Саади (персидский поэт XIII в.)

 


При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2017 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.