Художественное единство романов И.А. Гончарова

вместо сочинения

 
 

   Сам Гончаров три своих романа: %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%

называл трилогией. В ней писатель последовательно дал отражение эпохи 40-60-х гг. XIX века.

  Критики не раз отмечали единство центральной коллизии трёх романов: бездействие – практическое действие, которая породила два типа персонажей: мечтателей (Адуева – Обломова – Райского) и дельцов (Адуева-дядю – Штольца – Тушина). Здесь же следует упомянуть и о единстве женских образов.

   Гончаров говорил о едином артистическом идеале, который вдохновил всё его творчество. Как пишет Е. Краснощёкова в книге %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%

   Так, Александр Адуев, уверенный в своих силах, любящий человечество, приезжает покорять Петербург… Но очень скоро его настигает разочарование, понимание, что здесь человек становится лишь одной из пружин, двигающей огромную машину деловых отношений. Кажется, что поражение Адуева закономерно и поучительно: идеализм, столкнувшись с действительностью, потерпел крах. Но в то же время этот роман несет в себе и другой посыл. Холодный Петербург освободил героя от иллюзий, снял с него розовые очки и убил в нём порывы молодости, искренность, мечты, т.е. нанёс удар по сердцу Александра Адуева. Т.о., «тема сердца» как источника всего – обломовская тема – звучит уже в первом романе Гончарова. Судьбу Обломова кое в чём могут прояснить молодые годы Адуева: общественные впечатления вряд ли могли разбудить природную пассивность, но легко добавили бы новые аргументы в пользу бездействия. Теперь апатия героя может представляться не столько естественное, сколько вынужденное действительностью состояние.

   Д. Писарев пытался объяснить трагедию Обломова «ненормальным телосложением» – природной флегматичностью на уровне патологии. Но это легко опровергнуть опытом Райского из «Обрыва». Гончаров писал: %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%

Подвижный, беспокойный, изменчивый Райский внешне ничем не напоминает Обломова. В юности он не знал покоя: писал стихи, рисовал и т.д. Но шли годы, а таланты его так и не реализовались. Недостаток артистического образования и праздная жизнь светского общества не сделали из героя ни писателя, ни художника. Так комментировал судьбу своего героя сам Гончаров. Но источник бесцельной траты сил Райского не только в этом. Апатия, скука с годами всё более преследуют его. Вот эта «усталость души» и душит героя.

   Таким образом, человек «обычного сложения», Райский, и Обломов, «человек ненормального телосложения», оказались одинаково лишними в обществе, кумиром которого являлись деньги, карьера, светский успех.

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата


Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.

(М.Е. Салтыков-Щедрин)
 
При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2023 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.