Тесты ОГЭ по литературе.

Вариант №2

Часть 1

_____________________________________________________________________________________________

   Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1, и выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1.
_____________________________________________________________________________________________

 

Вариант 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1 –1.1.5.

 

   Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги. – Не забудь, Андрей Петрович, – сказала матушка, – поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.
   – Что за вздор! – отвечал батюшка нахмурясь. – С какой стати стану я писать к князю Б.?
   – Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?
   – Ну, а там что?
   – Да ведь начальник Петрушин – князь Б. Ведь Петруша записан в Семёновский полк.
   – Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон!
   - Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай его сюда.
   Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо. Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».
   Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.  Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным  прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
 
(А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)
 
1. Шаматон - (разг. устар.) шалопай, бездельник.

_____________________________________________________________________________________________
   Для выполнения заданий 1.1.1 и 1.1.4 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений).
   Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.
   Аргументируйте ответ, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).
   Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.1.1. Как характеризует Андрея Петровича Гринева его решение не посылать сына в Петербург? 
Задание 1.1.2. С какой целью Пушкин обращает наше внимание на такую деталь: матушка подаёт паспорт «дрожащею рукою»? 
Задание 1.1.3. Готов ли Петруша к самостоятельной жизни?
Задание 1.1.4. Какая тема доминирует в предложенном фрагменте?

 

_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания 1.1.5 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений).
   Следуйте указанному в задании направлению анализа.
   Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения.
   Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений).
   Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. 

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.1.5. Фрагмент завершается наказом Гринева-старшего сыну. Сравните это напутствие с отцовским наставлением, упоминаемым в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (ниже приведен фрагмент действия 4 явления 12). К каким выводам привело Вас это сопоставление?

Лиза
   И вам не совестно?

Молчалин
   Мне завещал отец:
   Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
   Хозяину, где доведётся жить,
   Начальнику, с кем буду я служить,
   Слуге его, который чистит платья,
   Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
   Собаке дворника, чтоб ласкова была.
 
Лиза
   Сказать, сударь, у вас огромная опека!

Молчалин
   И вот любовника я принимаю вид
   В угодность дочери такого человека...

Вариант 2. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания   1.2.1 –1.2.5

 

Море
 
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льёшься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

                                                      (В.А. Жуковский)

_____________________________________________________________________________________________
   Для выполнения заданий 1.2.1 и 1.2.4 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объём – 3–5 предложений).
   Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла.
   Аргументируйте ответ, используя приведённый текст.
   Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.2.1. Почему поэт обращается к морю, как к живому существу?
Задание 1.2.2. Как соотнесены в стихотворении образы моря и неба?
Задание 1.2.3. Каким предстает лирический герой стихотворения?
Задание 1.2.4. В чем заключается роль эпитетов в стихотворении «Море»?


_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания 1.2.5 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём – 5–8 предложений).
   Следуйте указанному в задании направлению анализа.
   Излагайте свою точку зрения с учётом авторского замысла.
   Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты.
   Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1.2.5. Что сближает стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведенным ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»?
 
Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движенье, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою –
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...

                                           (Ф.И. Тютчев)

Часть 2

_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
   Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.
  Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений).
   Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
   Продумывайте композицию сочинения.
   Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Тема 2.1. Чем интересна личность Пугачёва автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?
Тема 2.2. Почему лирику В.А. Жуковского относят к романтической поэзии?
Тема 2.3. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
Тема 2.4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема одиночества?
Тема 2.5. В чём заключается смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата недели

 

Я всегда старался, чтобы учёба не препятствовала моему образованию.

М. Твен

 


При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2017 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.