Как в лирике В.В. Маяковского раскрывается тема поэта и поэзии?

сочинение по литературе

 

 

   Маяковский, выдающийся поэт начала XX столетия, долгое время считался автором, который писал в основном на агитационно-революционные темы, но это не совсем верно. Маяковский очень разноплановый поэт. Да, он жил в то время, когда революции сменяли одна другую, а ликование быстро переходило в войну. Да, он много писал на эти темы, но темы любви, природы, смысла человеческой жизни, и особенно тема творчества и поэта, составляют значительную часть его поэзии.
   Творчество Маяковского - это обращение к обществу и к читателю. Стихотворение «А вы смогли бы?» (1913 г.) показывает, насколько тонка душа поэта. Поэт видит прекрасное в мелочах и спрашивает общество: «А вы /ноктюрн сыграть/ могли бы/ на флейте водосточных труб?» Само название - это начало риторического вопроса, который задается всему человечеству. Полный вопрос лирический герой задает уже под конец стихотворения и не ждёт ответа, потому что знает, что большинство ответит: «Нет! Не могли бы!» Видеть прекрасное в малом, незаметном - это удел избранных. Пронизанное метафорами стихотворение, отражает глубокий внутренний мир автора и его всеобъемлющее восприятие мира, каждая деталь которого глубоко поэтична. То, как автор использует метафоры, сопоставляя несопоставимое, показывает тонкую душу поэта, его умение видеть прекрасное в самом неожиданном.
   Но творчество для Маяковского не только возможность донести до читателя свои мысли и переживания, это ещё и тяжёлый труд. Об этом автор говорит в «Необычайном приключении, бывшем с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920 г.). Разговор солнца и лирического героя, самого Маяковского, посвящён тому, зачем солнцу светить, а поэту писать. Ведь оба эти ремесла не из легких, но оба они несут ясность, свет и просвещение: «Я буду солнце лить своё,/а ты — своё,/стихами». Оба: и солнце, и поэт - освещая путь, противостоят тьме этого мира. Главная мысль стихотворения – воздействие поэтического слова на всё происходящее в мире необычайно сильно. Поэтому Маяковский заслуженно ставит себя на одно место со светилом, ведь у обоих лозунг «Светить всегда,/светить везде,/до дней последних донца,/светить —/и никаких гвоздей!» И хотя стихотворение пронизано шутливой иронией, воспринимается оно как притча.
   В другом своём произведении – поэме «Во весь голос» (1930 г.) – Маяковский также обращается к теме поэта и поэзии. В поэме обобщены творческий опыт поэта и его размышления о предназначении лирического творчества. Представители «чистой поэзии» утверждали, что искусство не должно отражать грубую действительность, но Маяковский твердо верил, что его стихи - это оружие, которое выживет и дойдет до далекого будущего, а поэт – исполнитель трудной работы ради прекрасного будущего. Всё это роднит поэзию Маяковского с лучшими представителями русской литературы – А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, А.А. Блоком и многими другими. В незавершённом вступлении к поэме поэт говорил, что поэтическое слово должно донести до читателя не только мысль, но и побудить его к действию – построению нового будущего. Поэтому его стихи полны обличения мещанского благополучия, меркантильных интересов, бюрократических проволочек и других недостатков буржуазной системы, которую ещё не удалось изжить до конца. Не раз Маяковский хотел «строчить романсы», рассчитанные на пустословов, но «себя смирял», становясь на «горло собственной песне», чтобы выполнить главное предназначение поэта – врачевание человеческих душ путем обличения человеческих пороков и указание пути к исправлению этих самых пороков. В.В. Маяковский чувствует в себе силу, которая поможет ему сделать шаг «через лирические томики» и «как живому говорить с живыми». Но чтобы стих звучал, не умолкая, ему надо «трудом громаду лет прорвать».
   Таким образом, тема предназначения поэта и поэзии решается Маяковским в духе лучших традиций русской поэзии. Назначение поэзии и поэта - это непрестанное обращение к человеческому духу и разуму. Поэзия должна побуждать людей видеть прекрасное в самом обыденном, она должна заставлять думать, тревожа ум и сердце, должна призывать людей к совершенствованию себя и мира. Имя Владимира Маяковского стоит наряду с такими поэтами, как Пушкин и Лермонтов, Тютчев, Есенин и Бродский, которые своим творчеством проповедуют идеи свободы, любви к человеку и природе, жизни, любви к женщине, а также идеи важности поэзии в жизни человека. Поэтому, пока живы эти идеи, будет жить и творчество Маяковского, а читатели открывать в его стихах всё новые грани.

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата


Литература изъята из законов тления. Она одна не признаёт смерти.

(М.Е. Салтыков-Щедрин)
 
При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2023 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.