Тесты ЕГЭ по литературе.

Вариант №1

(демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе 2016-2017 учебного года)

 

Часть 1

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9

 

   – Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
   – Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.
   – Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич. Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.
   – Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?
   – В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно.
   – Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?
   – Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.
   – Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?
   – Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».
   Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.
   – Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?
   – Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.
 
(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

_____________________________________________________________________________________________

   Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 1. К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
Ответ: ________________________________________.

 

Задание 2. Как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей, культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым?
Ответ:
________________________________________.

 

Задание 3. Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите фамилию властителя дум революционно-демократической молодёжи тех лет – литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети».
Ответ:
________________________________________.

 

Задание 4. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ                                                  ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Евгений Базаров                                     1) получает ранение на дуэли
Б) Николай Петрович Кирсанов              2) женится на сестре Одинцовой
В) Павел Петрович Кирсанов                   3) умирает от тяжёлой болезни
                                                                        4) женится на Фенечке

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
 
А
Б
В
   
 
Задание 5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?
Ответ:
________________________________________.

 

Задание 6. Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?
Ответ:
________________________________________.

 

Задание 7. «Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным произведением И.А. Гончарова, названным по фамилии главного героя. Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых в чём-то внутренне близок Базарову, а другой, подобно старшему Кирсанову, является его полной противоположностью.
Ответ:
________________________________________.
 
_____________________________________________________________________________________________
   Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). 
   Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
   Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________

 

Задание 8. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?
 
Задание 9. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?
 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16

 

             РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, –
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

                               (А.А. Блок, 1908)
_____________________________________________________________________________________________
   Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
_____________________________________________________________________________________________
 
Задание 10. Назовите модернистское поэтическое течение, одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок.
Ответ:
________________________________________.

 

Задание 11. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.
Ответ:
________________________________________.

 

Задание 12. Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения А.А. Блока.
Ответ:
________________________________________.

 

Задание 13. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гипербола 
2) инверсия 
3) ирония 
4) повтор 
5) сравнение
Ответ:

 
   

 

Задание 14. Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).
Ответ:
________________________________________.

_____________________________________________________________________________________________
   Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
  Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).
  Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
   Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________
 
Задание 15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?
 
Задание 16. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём его сходство и различие в этих произведениях и стихотворении А.А. Блока?
 

Часть 2

 

_____________________________________________________________________________________________

   Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1–17.3).
   В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
   Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.
  Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения.
   Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

_____________________________________________________________________________________________
 
Тема 17.1. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?
 
Тема 17.2.  В чём противопоставлены образы Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»).
 
Тема 17.3. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).

 

Ликвидация безграмотности плюс...

Цитата недели

 

На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».

 


При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. 2015-2017 гг.
Яндекс.Метрика

Просто интересно

 

История двух Калининградов

 

⁠Знаете ли вы, что в течение пятидесяти лет в России существовало два города с таким названием? Подмосковный город, который известен молодому поколению, как Королёв, с 1938 года носил название Калининград. А до этого – рабочий посёлок Калининский, а еще чуть раньше – посёлок Подлипки. Именно в дачный посёлок Подлипки в 1918 году из Петрограда был перенесён Орудийный завод, превративший тихое местечко во вполне оживлённое.